Театральная жизнь Версаля

Статьи по культуре » Театральная жизнь Версаля

Конец XVII-начало XVIII века во Франции связано с периодом правления Людовика XIV. Это блистательная эпоха расцвета французского абсолютизма, принесшая всемирную славу Франции и ее культуре, неотделима от образа монарха, как солнце, осветившего свою страну и так и прозванного современниками: Король-Солнце. Неоценимо много сделал Людовик XIV для того, чтобы французская культура - театр, живопись, архитектура, балет - еще много веков служила эталоном и образцом, мерилом достижений других национальных культур.

Людовик XIV поставил перед собой задачу превратить свой двор в единственный центр политической, общественной и духовной жизни страны. Королевская власть пыталась привлечь к себе на службу всех наиболее известных писателей и художников Франции. Король назначал им пенсии и премии, брал их под свое покровительство, превращал в своего рода государственных служащих. За это они должны были прославлять своими произведениями величие абсолютистской Франции. Он покровительствовал Расину и Мольеру, Мансару и Люлли, именно ему принадлежит честь создания классического французского балета. Менее известно, однако, что Людовик XIV, будучи страстным поклонником и знатоком искусств, и сам отдал дань музам: являлся прекрасным музыкантом и выдающимся танцором, мастерство которого отмечалось единодушно и отнюдь не только из-за верноподданнических чувств.

Итак, искусство вообще в конце XVII - начале XVIII века было неотделимо от королевского двора и его основной задачей было укрепление авторитета королевской власти. Эта же роль отводилась и театральному искусству во Франции в XVII - первой половине XVIII столетия.

С приходом к власти Людовика XIV место театра во французском обществе меняется. Король покровительствовал этому искусству. Ему придавалось особое значение. И это вполне понятно. Трагедия Корнеля и Расина комедия Мольера, актерское искусство замечательных мастеров сцены - Мондори и Шанмеле, Бошато и Флоридора - явление французской культуры эпохального значения. Пьер Корнель создал трагедию больших чувств, благородных и сильных характеров, обобщивших героические черты французского народа времен походов Тюренна и Конде. Герои и героини Корнеля мужественны и смелы, верны нравственному долгу и отечеству. Персонажи обрисованы крупным и строгим штрихом. Трагедия воспевала красоту добродетели, победу нравственного и гражданского долга над слабостями и слепыми страстями. Она прославляла величие французской нации. Она поднимала голос в защиту человеческого достоинства, а порою возвышалась и до осуждения жестокостей, деспотического произвола.

Великий комедиограф Мольер, представитель демократического крыла классицизма, со свойственным ему реализмом и разящим остроумием обличал пороки французского общества, создав галерею типов - скупцов, человеконенавистников, ханжей, лицемеров, мещан во дворянстве, типов, и по сей день едко и метко осмеивающих пороки и нравственные уродства. Зрелище огромного горения страстей, классицистский театр был в то время искусством высокого интеллектуализма, стремившимся проникнуть в сущность людских эмоций и конфликтов, выяснить их отношения к «прекрасной природе человеческой». Актёры и драматурги призваны были служить созданию единого сильного государства, показывать зрителю пример идеального гражданина. Каждый дворец стремился теперь обзавестись свом театром. И так как театральное искусство Франции рассматриваемого периода находилось под эгидой королевского двора, постоянной резиденцией которого постепенно становится Версаль, то основной целью данной работы будет вялятся рассмотрение театральной жизни Версаля периода расцвета абсолютизма, то есть в конце XVII - начале XVIII века.

В связи с поставленной целью перед нами встает ряд задач:

- на основании доступных литературных материалов показать, что Версаль в конце XVII – начале XVIII века являлся символом абсолютной власти Людовика XIV;

- изучить жизнь музыкального театра Версаля в конце XVII – начале XVIII века, а именно: рассмотреть, что представлял собой придворный балет в Версале в конце XVII – начале XVIII века, какая роль отводилась оперному искусству в Версале в рассматриваемый период,

- рассмотреть жизнь драматического театра Версаля, постановки Расина, Мольера.

При выполнении работы использовались доступные литературные источники, учебники, статьи, монографии в том числе и периодика. При написании работы помимо литературных источников также использовались цифровые источники.

Другая информация:

Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами
Мы рассматриваем технику как явление культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве она находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой. Моралью, ...

Возникновение теории массовой и элитарной культур
Особенности производства и потребления современной культуры позволяют говорить о ее социальной дифференциации. По мнению Х.Ортега-и-Гассета, в начале ХХ века искусство модернизма выступило подобно социальной силе, разделив публику на два ...

Картина «Христос и грешница»
Крупноформатное полотно «Христос и грешница», предтеча будущей серии «Жизнь Христа», было завершено 1888 году в Москве и выставлено на передвижной выставке в Петербурге. Картина сочетала строгую архитектонику академизма с жанровым реализм ...