Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1444-1510) – мастер живописи XV в., - обращается к внутреннему миру своих героев, их тончайшим настроениям и переживаниям. По мнению знатока итальянской живописи М.П.Муратова, Боттичелли удивительно проникновенно и тонко «выражал содержание эпохи». Да и сама жизнь этого выдающегося живописца словно совпадает с теми событиями, явлениями, настроениями, которые происходили в окружающем мире. Мироощущение творца выражает картина Боттичелли «Весна» (1478). Время художник соотносит с природой, а не с историей. Он не разделяет прошлое, настоящее и будущее. Для него - это «моменты, в котором каждый феномен служит знаком высшего принципа, в нем раскрытого». Другой шедевр Боттичелли «Рождение Венеры» (1485) - ее явление в мир. В этих двух полотнах Боттичелли отобразил два разных образа Венеры, противопоставленных Платоном в «Пире»: Афродиты Пандемос (всенародной – доступной и понятной всем), дочери Зевса и Дионы, Венеры земной («Весна») и Афродита Урании, Небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери («Рождение Венеры»).

Мечтательно-одухотворенный образ обнаженной богини, рожденной из волн, - эта классическая Венера стыдливая, и она воплощает две стороны любви – целомудренную (ее символизирует нимфа Ора) и чувственную (ее символизируют Зефиры).

Легкостью и ясностью образов пронизаны рисунки художника к «Божественной комедии» Данте. Во второй половине XV в. Боттичелли вместе с другими великими художниками Возрождения расписывал стены Сикстинской капеллы.

На его живописной манере отразились изменения, произошедшие в связи с увлечением проповедями Савонаролы (монах-проповедник в своих фанатичных речах восставал против современного искусства). Светлая грусть и сдержанность эмоций уступают место экстатичной болезненной выразительности, а мягкая извилистая линия, столь характерна для художника, становится сухой и изломанной.

В 1510 году Боттичелли умер в забвении и бедности, Оставленное им художественное наследство огромно. Оно обладает неповторимой индивидуальностью. У его героем особая красота. В трепетной нежности Богоматери или Венеры удивительное выражена душа и физическое совершенство, они производят впечатление людей, понесших утрату, вызывая этим чувство неизгладимой печали… Одни из них утратили небо, другие - землю. Вероятно, в этом ощущении утраты и лежит разгадка притягательности творчества Боттичелли. Ибо, по словам М.П.Муратова, «чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов».

Другая информация:

Брунеллески в Риме
Манетти подробно описывает поездку Филиппо в Рим после неудачи на конкурсе 1401 года. Привожу этот текст с незначительными сокращениями: «Он счел за благо отправиться туда, где есть хорошая скульптура, и поехал в Рим, где в то время можно ...

История храма св. великомученика Георгия
891 год. Страшная буря разыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту пору малонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемая гибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в ...

Дороманское и романское искусство западной Европы
Термин «романский стиль», применяемый к искусству 11—12 вв., отражает объективно существовавший этап в истории средневекового искусства Западной и Центральной Европы. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в.— как время «з ...