Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли (1444-1510) – мастер живописи XV в., - обращается к внутреннему миру своих героев, их тончайшим настроениям и переживаниям. По мнению знатока итальянской живописи М.П.Муратова, Боттичелли удивительно проникновенно и тонко «выражал содержание эпохи». Да и сама жизнь этого выдающегося живописца словно совпадает с теми событиями, явлениями, настроениями, которые происходили в окружающем мире. Мироощущение творца выражает картина Боттичелли «Весна» (1478). Время художник соотносит с природой, а не с историей. Он не разделяет прошлое, настоящее и будущее. Для него - это «моменты, в котором каждый феномен служит знаком высшего принципа, в нем раскрытого». Другой шедевр Боттичелли «Рождение Венеры» (1485) - ее явление в мир. В этих двух полотнах Боттичелли отобразил два разных образа Венеры, противопоставленных Платоном в «Пире»: Афродиты Пандемос (всенародной – доступной и понятной всем), дочери Зевса и Дионы, Венеры земной («Весна») и Афродита Урании, Небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери («Рождение Венеры»).

Мечтательно-одухотворенный образ обнаженной богини, рожденной из волн, - эта классическая Венера стыдливая, и она воплощает две стороны любви – целомудренную (ее символизирует нимфа Ора) и чувственную (ее символизируют Зефиры).

Легкостью и ясностью образов пронизаны рисунки художника к «Божественной комедии» Данте. Во второй половине XV в. Боттичелли вместе с другими великими художниками Возрождения расписывал стены Сикстинской капеллы.

На его живописной манере отразились изменения, произошедшие в связи с увлечением проповедями Савонаролы (монах-проповедник в своих фанатичных речах восставал против современного искусства). Светлая грусть и сдержанность эмоций уступают место экстатичной болезненной выразительности, а мягкая извилистая линия, столь характерна для художника, становится сухой и изломанной.

В 1510 году Боттичелли умер в забвении и бедности, Оставленное им художественное наследство огромно. Оно обладает неповторимой индивидуальностью. У его героем особая красота. В трепетной нежности Богоматери или Венеры удивительное выражена душа и физическое совершенство, они производят впечатление людей, понесших утрату, вызывая этим чувство неизгладимой печали… Одни из них утратили небо, другие - землю. Вероятно, в этом ощущении утраты и лежит разгадка притягательности творчества Боттичелли. Ибо, по словам М.П.Муратова, «чертой теперешнего и прежнего интеллектуализма является наклонность к духовному странствию. Наша мысль вечно бродит в далеких и прошлых мирах, скользя бездомной тенью у чужих порогов, у потухших домашних огней, у покинутых алтарей и заброшенных храмов».

Другая информация:

Наука и другие области культуры
Научное познание мира существенно отличается от эстетической формы познания. Хотя наука и искусство есть отражение действительности, но в науке это отражение осуществляется в форме понятий и категорий, а в искусстве – в форме художественн ...

Аналитическое описание – определение, схема
В списках литературы, помимо книг, всегда приводятся статьи из журналов, сборников, главы из книг, произведения из собрания сочинений. Описание таких материалов, которые являются составной частью издания, называется аналитическим. Объект ...

Стилевая система русского языка
Сфера общения Языковой стиль, употребляемый в данной сфере общения Бытовая Общественно-политическая Административно-правовая Научная Разговорный Публицистический Официально-деловой книжные стили Научный Книжные ст ...