Картины из цикла «Жизнь Христа»

Страница 1

На той первой выставке в 1909 года слышались недоуменные вопросы: почему у Поленова нет ни одной картины, где Христос представал бы в Своём Божественном достоинстве, нет Его преображения, воскресения и вознесения? И вообще нет ни одного чуда, совершённого Им .

Поленов искал образ Христа, близкий своему мироощущению, своей душе, и решительно отошёл от традиционных трактовок. Художник представил Иисуса Назарянина таким, каким Его могли видеть современники - мужественным, загорелым, погружённым в раздумья Странником. Евангельский динамизм, отразившийся в картинах Александра Иванова и Николая Ге, сменился у Поленова тихой созерцательностью, сосредоточенным отрешением от житейской суеты. Устранены все «театральные» эффекты, свойственные картинам многих других художников, писавших на библейские темы. События протекают в обстановке обыденности. Только величественная восточная природа подчёркивает духовный смысл совершающегося.

«Христос, - писал Василий Дмитриевич, - есть настоящий живой Человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы в искусстве дать этот живой образ, каким Он был в действительности». Был плотником, другом рыбаков, проповедником, жил среди людей людской жизнью - радовался, негодовал, скорбел духом и в конце взошёл на Голгофу, ни на пядь не отступив от предначертанного Ему пути.

Православная газета «Жизнь вечная» признаёт замечательным тот факт, что Поленов выбрал из Евангелия преимущественно бытовые сюжеты. Потому что Божественные начала Иисуса Христа не для мирского художника, этим занимаются иконописцы. Заслуга Поленова в том, что он так называемую бытовую жизнь Христа возвеличил до Божественной.

В книге «Сын Человеческий», в главе десятой «Тайна Сына Человеческого», Александр Мень пишет: «Богочеловечество Христа есть откровение и о Боге, и о человеке . явление Иисуса приближает Творца к людям. Через Мессию мир должен познать, что Сущий «есть любовь», что Он может стать для каждого Отцом. Блудные дети земли призываются в дом Отчий, чтобы там обрести потерянное сыновство . Отныне духовное единение с Иисусом есть единение с Богом. «Бог стал человеком, чтобы мы стали богами» - эти слова св. Афанасия передают самую суть таинства Воплощения .».

В 1909 году этот труд был закончен, и пятьдесят восемь картин цикла «Из жизни Христа» были показаны сначала в Петербурге, а затем шестьдесят четыре картины продемонстрированы в Москве и Твери. В 1914 году выставка картин «Из жизни Христа» прошла в Москве в пользу Союза помощи больным и раненым воинам. Выставки пользовались большим успехом. То высокое настроение, которое владело художником во время работы, было передано зрителям. Учитель Поленова Чистяков, поздравляя художника с успехом, рассказывал ему: «И много со мной художников ходило, и все молчат ( .) Маяковский Владимир - на что мудрый, и тот присмирел, говорит: «Тут чистота Христа связана с красотой природы. Это верно!»

Начавшаяся после победы Октябрьской революции в России гражданская война повергла страну в страшный голод и разруху. Власти повели борьбу с религией, разрушая храмы и иконы. Картины из серии «Жизнь Христа» оказались в других странах. Только в библиотеке протоиерея Александра Меня сохранился до наших дней альбом репродукций этих картин, изданный предположительно еще при жизни художника, возможно в Праге в 1912 году.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Культура Киевской Руси
Первое государство восточных славян – Киевская Русь, существовало в IX – XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее - в пределах современной Украины). ...

Иcтopия иcкуccтвa
Пo тpудoвoй тeopии, в пepвoбытнoм oбщecтвe иcкуccтвo зapoждaeтcя c видoм Homo sapiens кaк cпocoб чeлoвeчecкoй дeятeлънocти для peшeния пpaктичecкиx зaдaч. Вoзникнув в эпoxу cpeднeгo пaлeoлитa, пepвoбытнoe иcкуccтвo дocтиглo pacцвeтa в вep ...

Законы культурно-исторического движения
Каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает совершенно самостоятельно. Но при этом развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам. Первые два закона, выделенные Данилевским, говоря ...