Жизнь В.Поленова: детство и юность

Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в родовитой семье, сохранявшей традиции русского просвещенного дворянства, восходившее ко второй половине XVII века.

Отец художника, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был одновременно известным историком, археологом и библиографом.

Многочисленные научные труды он посвятил древним русским летописям, которые отыскивал в архивах северных монастырей. Увлекшись античным искусством, принимал участие в раскопках памятников древнегреческой культуры. Очевидно, от отца Поленов унаследовал ту любовь к античности, которая пройдет через всю его художественную жизнь. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну и интерес к изучению русской старины, ее памятников.

Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. В молодости она была знакома с К.П.Брюлловым, Ф.А.Бруни, брала уроки у одного из учеников Брюллова. От нее Поленов унаследовал любовь к живописи. С интересными рассказами близкого друга семьи Поленовых Ф.В.Чижова, жившего в Риме в одном доме с Александром Ивановым и постоянно бывавшего в его мастерской, в семью Поленовых вошло имя великого художника, творца «Явления Христа народу». Вскоре, в 1858 году, произошла первая «встреча» с картиной Иванова, которая произвела на четырнадцатилетнего мальчика неизгладимое впечатление.

Интерес к библейской теме у Василия Дмитриевича зародился ещё в юности. Семья Поленовых крепко держалась традиций двух великанов русского искусства - Брюллова с его прославленным «Последним днём Помпеи» и Александра Иванова, творца «Явления Христа народу», которое стало идеалом молодого Поленова. Из-за ранней смерти Иванов не успел осуществить свой грандиозный замысел - создать целый цикл росписей, где основной темой была бы земная жизнь Христа. Через многие годы эту идею воплотил В.Д.Поленов.

С юных лет под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова «Явление Христа народу» у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Христианская этика с ее проповедью любви и милосердия становится основой мировоззрения художника, Христос - носитель этих идей - его идеалом. Поленов всей душой усваивает учение о человеческой сущности Иисуса Христа.

Постепенно замысел Василия Поленова начал все яснее и яснее вырисовываться в его воображении. «У Иванова Христос только приближается, только идет к народу, - думал он, - а я изображу его пришедшим к людям и поучающим добру и прощению». «Моя картина явится как бы продолжением творения Иванова», - говорил он самому себе. Такова была дерзкая мечта молодого художника. Искусство А.А.Иванова навсегда оставалось для Поленова воплощением идеала, к которому он должен был стремиться как художник.

Семейный уклад жизни и серьезное воспитание детей в русской семье указывают на основное свойство русского народа - искание добра, любви и красоты. «Во славу Божию», — говорили на Руси о всякой красоте и всякое «благолепие» понималось древнерусским сознанием не иначе как дыхание Творца, воплощенное в зримой форме.

Красота как любовь или доброта - от Бога; она - одно из вечных имен Его, и именно в этом смысле несет миру спасение. Таково ее православно-русское понимание. В 1859 году Поленов начал посещать рисовальные классы Академии художеств. Окончательно решив посвятить себя искусству, он подает прошение в академию о переводе его в действительные ученики. К 1867 году молодой академист имел нужное число серебряных медалей по рисунку .

Для своих специальных занятий он избрал класс исторической живописи. Впоследствии Академию художеств Поленов называл своей «духовной родиной».

В 1867 году, четвертом году учения в академии, Василий набросал на листе бумаги первый карандашный эскиз своей будущей большой картины.

В 1869 году Поленов, исполнив конкурсную картину на заданную тему «Иов и его друзья», был удостоен Малой золотой медали. А в 1871 году он получил уже Большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира», дающую право на заграничную командировку.

Другая информация:

Традиционная культура и теория модернизации
Ни сам М. Вебер, ни его ближайшие современники не пытались интерпретировать приведенные типологические категории в духе односторонней эволюционно-прогрессистской схемы, например, как признаки «архаической» и «современной» культуры. Класси ...

Теоретические основы творчества Айвазовского
В основе творческого метода Айвазовского лежало романтическое восприятие мира. И это особенно характерно для его живописи 40-60-х годов. Художник всегда стремился и в жизни, и в явлениях природы выделять не типическое, а исключительное, н ...

Дерзновенный взлет человеческой мысли
В период раннего Возрождения в искусстве утверждается индивидуальный характер, личность художника. Искусство поднимается выше науки и поэзии, оно высоко ценимо. Из разряда ремесел архитектура, живопись, скульптура перешли в область высоко ...