Художественный промысел. Резьба по дереву

Статьи по культуре » Художественный промысел. Резьба по дереву

Страница 5

Прялка, простейшее приспособление для ручного прядения.

Прялка-копыл состояла из плоского гребня-лопаски, ножки и плоского основания-донца, вырезанных, как правило, из цельного куска дерева. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить на веретено из кудели — волокнистого пучка льна или пеньки, — привязанной к лопаске. Веретено представляло собой конусообразную палочку длиной около 30 см. Для устойчивости на тонкий конец веретена надевалось каменное или керамическое кольцо — пряслице.

Для изготовления прялок-копылов использовалась комлевая часть дерева, как правило, сосны или ели, с торчащим корнем из которого вытесывалось донце. Лопаску и ножку готовой прялки мастера обычно покрывали резьбой или росписью, часто резные узоры раскрашивались масляными красками. В каждом из регионов были веками разработаны оригинальные приемы декорирования прялок, присущие исключительно данной местности. Богато украшенные прялки дарились невестам и затем бережно хранились в семье, передаваясь от матери к дочери. Благодаря этому до нас дошли изделия мастеров 18 века.

Прялки из Архангельской губернии, резные и расписные, просты по форме. Часто поверху лопаски украшены резными «городками», напоминающими маковки церквей. Расписанные в Пермогорье на Северной Двине, они почти полностью покрыты кудрявыми побегами красных, желтых и зеленых листьев. Среди пышного орнамента помещены изображения фантастических зверей, птиц, бытовые сцены. В северодвинском селе Борок получила распространение сходная манера росписи, названная «борецкой» по имени бояр, некогда владевших этим селом. Обычно в росписи борецких прялок присутствует свадебный возок или карета, богатые палаты, сказочные птицы, львы.

В районе села Полащелье сложился самобытный тип мезенской росписи по дереву. Мезенские прялки имеют узкую, вытянутую вверх лопаску, покрытую горизонтальными рядами дробного орнамента, состоящего из перемежающихся звезд, крестиков, черточек, выполненных в два цвета — черный и красный. Среди неизобразительных орнаментов помещены фризы со стилизованными схематичными изображениями коней и оленей.

Вокруг города Шенкурска в Вологодской губернии (ныне Архангельская область) сложилась своя оригинальная манера росписи прялок. Три крупных розана, расположенных по вертикали, занимают почти всю поверхность лопаски. Для придания большей нарядности шенкурские мастера иногда дополняли роспись золотистой фольгой.

Прялки ярославско-костромского типа («теремковые прялки») имеют сильно вытянутую сужающуюся кверху лопаску, увенчанную стилизованной фигурой, напоминающей цветущее дерево. Изображенные на них сцены чаепитий, выездов, хороводов, гуляний выполнены в технике контурной резьбы.

Исключительное явление представляют городецкие прялочные донца. Городецкие прялки состояли из двух частей — донца с «копылком» и вставляющегося в него гребня на ножке. Кудель в Нижегородском крае не привязывалась к лопаске, как на Севере, а надевалась на гребень. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из «копылка», а украшенное донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Первоначально донца украшались инкрустацией мореным дубом, дополненной контурной резьбой, но с середины 19 века инкрустация постепенно вытеснилась сюжетно-орнаментальной росписью. Среди излюбленных мотивов городецких мастеров были выезды, баталии, чаепития, пышные розаны, фигуры коней и птиц.

С появлением в 15 веке в Европе самопрялки с ножным приводом началось постепенное вытеснение прялок из городского обихода. Однако в быту русской деревни, несмотря на широкое распространение с 18 века прядильных машин, ручные прялки продолжали использоваться до начала 20 века. В деревнях Севера и Поволжья и сегодня некоторые мастерицы прядут шерсть на этом древнем приспособлении.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Другая информация:

Искусство реализма в период Великой Французской революции
Франция стала первой большой страной на Европейском континенте, где революция привела к разгрому феодального строя. Буржуазные отношения здесь утвердились в наиболее чистом виде. Вместе с тем во Франции, прошедшей через четыре революции, ...

Фаллический культ в Римской империи
В Римской империи, то там, то сям попадались "гермы", посвященные Приапусу можно найти везде. Герма - квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с эрегированным пенисом посередине. Эти гермы устанавливались у полей, ...

Творческие поиски
В творческих поисках ответа на животрепещущие вопросы современного бытия оказываются задействованными самые разные подходы, методы, традиции проникновения в сущность явлений. Это и естественно-технические изыскания, и синергетика, вбирающ ...