Заканчивалась трагедия эксодом- уходом хора с орхестры. Корифей при этом произносил заключительные стихи в размере анапеста. Трагедия игралась целиком, не делилась на действия (акты), антрактов никаких не было.
Но, разумеется, сила воздействия древнегреческой трагедии заключалась не в самом ее строение. Отчего же тогда зрители то рыдали, то невероятно возбуждались, то восхищено аплодировали, то прогоняли актеров с орхестры камнями. Почему именно трагедия, по наблюдениям Аристотеля, вызывала – катарсис – очищение, трагический восторг? Ведь и сами события, о которых писали драматурги, не были известны зрителю. Каждый грек прекрасно знал те мифы, которые становились основной пьес, и сам сюжет, интрига не представляли для зрителя сюрприза.
Конечно, дело, в первую очередь, в укорененности среди греков самого события представлений. Мифы, которые были всем были известны, продолжали волновать каждого грека. И главное, каждый зритель мог оценить качество стиха, мелодии, актерской игры, пения. Не случайно ведь представления трагедий становились одновременно и состязанием драматургов.
Думается, загадка столь мощного воздействия трагедий, особенно в Афинах, долго еще будет волновать эстетиков, критиков, драматургов и режиссеров. Есть еще чрезвычайно важный момент :трагедия, ее представление для всех граждан стала для афинянина, во всяком случае, символом родного города, полисной демократии. Ведь когда граждане свободны – театр воспитывает и объединяет, а когда они подданные – рабы, то функция театра – только развлекать.
Ну и, конечно же, великий гений трех крупнейших афинских драматургов-трагиков способствовал возвышению драмы на фоне всех других видов художественного (кроме, конечно, архитектуры и скульптуры). Эсхил (525-456 гг. до н.э.) – певец, актер и автор, Софокол (496-406 гг. до н.э.) – писатель огромной драматической силы и Еврипид (485- 406 гг. до н.э.) тончайший психолог, показавший миру страдающих женщин, а также комедиограф Аристофан (446- 385 гг. до н.э.) – язвительный сатирик, мастер драматургического шаржа и карикатуры. Эти имена сами по себе составляют великую тетралогию.
К античной драме не раз будет еще возвращаться европейский театр. На рубеже 16-17 веков флорентийские гуманисты задумают возродить древнегреческую драму. Возрождение древнего приведет к созданию нового- флорентинцы изобретут оперу.
В 18 веке, реформируя оперный театр, композитор Кристоф Виллибальд Глюк будет постоянно ссылаться на античную драму.
Законы древнегреческой трагедии и комедии попытаются воссоздать французские классицисты 17 века – Пьер Корнель, Жан Расин, Жан-Батист Мольер. Их современник и «пророк» Никола Буало даже сформулирует законы драмы, опираясь, как он считал, на «вечные» законы драматического искусства, проявившиеся в античном театре и провозглашенные Аристотелем в его книге «Поэтика».
Но классицизмом дело отнюдь не кончилось. В 19 веке еще один великий оперный реформатор – Рихард Вагнер – вновь обращается к опыту древнегреческой трагедии. Но только использует он не античную, а германскую мифологию, провозглашая при этом единство музыки и драмы. А в 20 веке не найти драматурга, который не обратился бы к античным сюжетам и традициям Еврипида.
Таким образом, античный театр для европейского искусства – начало и конец, импульс и основа.
Вся история русского театра была историей господства заподноевропейского, преимущественно французского, драматического искусства. Такое положение вещей продолжалось почти сто лет. Французская школа игры, акклиматизировавшись вполне на русской сцене и соответствуя внутреннему характеру репертуара,пародило не малое количество сценических художников. Свойственная ей красота внешних приемов, отделка мельчайших подробностей игры, продумманость стиля и достоинства декламационной стороны исполнения вместе с глубоким уважением к искусству поставили лучших русских актеров на ряду с крупными артистическими силами Запада. Были эпохи в истории русского театра, беспримерные по числу замечательных дарований, находившихся одновременно на сцене. Такого было время Щепкина, Шумского, Садовского, Самарина, Никифорова, Медведевой, Е.Н. Васильевой, Мартынова, Мочалова, Самойлова,Сосницкого и др.
Другая информация:
Особенности становления и развития ислама
Ислам – самая молодая из мировых религий, возникшая в VI веке в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеи единобожия (монотеизма) и пророческих миссий, свойственные христианст ...
«Зимние песни»- Цикл для смешанного хора посвящается
Рижскому камерному хору
Как и в цикле «Осенние песни», пейзаж, изобразительность слиты здесь с психологическим состоянием. Подтекст рождается благодаря сложному, даже парадоксальному соотношению слова и музыки.
В стихотворении А. Жигулина «Белые метели» в центр ...
Роль выставки в жизни музея
Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоянно меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое сообщество вышло на такой сложный период свое ...
Меню сайта