Гуманизм и рационализм в культуре возрождения

Статьи по культуре » Характеристика эпохи Возрождения » Гуманизм и рационализм в культуре возрождения

Страница 2

Прогрессивное гуманистическое содержание культуры Возрождения получило яркое выражение в театральном искусстве, испытавшем значительное воздействие античной драматургии. Отличительными особенностями театрального искусства эпохи Возрождения явилось развитие традиций народного искусства, жизнеутверждающий пафос, смелое сочетание трагического и комического. Таков театр Италии, затем Испании и Англии. Высшим достижением итальянского театра стала импровизационная комедия дель арте, комедия масок (XVI в.). Спектакли этого театра представляли собой актерские импровизации на основе очень краткого, схематично набросанного сценария, с музыкальными и танцевальными номерами. Однако глубоко понять свою эпоху, выразить ее идеалы и ее противоречие комедии масок было не по силам. Театр, способный к этому, смог появится лишь тогда, когда новое гуманистическое мировоззрение проникло в широкие слои народа, ибо по самой своей природе театр – искусство массовое и демократическое. Наибольшего расцвета театр Возрождения достиг в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616).

В эпоху Возрождения профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникаясь новым гуманистическим мироощущениям. Появляются различные жанры светского музыкального искусства – фроттала и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии, но получивший повсеместное распространение. Светские гуманистические устремления проникают и культовую музыку. Складываются новые жанры инструментальной музыки; появляются сольные песни, оратории, оперы.

Однако наиболее полно эстетико-художественный идеал Возрождения выразили архитектура, скульптура, живопись. В системе искусств происходит перемещение акцентов. Архитектура перестала быть «дирижером» оркестра искусств, На первый план выходит живопись. Жажда познания, которая так отличала личность эпохи Возрождения, раньше всего вылилась в форму художественного познания. Стремясь наиболее полно отразить природные формы, художник обращается к научному знанию. Тесная связь науки и искусства – характерная черта ренессансной культуры. Занимаясь художественным творчеством, художники выходили через перспективу – в область оптики и физики, через проблемы пропорций в анатомию и математику. Это приводило мастеров Ренессанса даже к отождествлению науки и искусства.

Например, Леонардо да Винчи считал искусство самой важной наукой, поскольку искусство дает самое точное и безупречное изображение жизни.

Художники Возрождения разрабатываются принципы, открывают законы прямой линейной перспективы. Создатели этой теории были Брунуллески, Мазаччо, Альберти, Леонардо да Винчи. При перспективном построении вся картина превращается как бы в окно, через которое мы глядим в мир. Пространство развивается в глубину плавно, неощутимо перетекая из одного плана в другой.

Мастеров Возрождения часто называют «титанами», имея ввиду их универсальность.

Леонардо да Винчи (1452-1519) был живописцем, математиком, скульптором, архитектором, писателем, музыкантом, теоретиком искусства, военным инженером, изобретателем, анатомом и ботаником. Он исследовал почти все сферы естествознания, предугадал многое, о чем в то время и не помышляли.

Микеланджело Буонарроти (1475-15641) другой великий мастер Эпохи, человек разносторонний, универсальный; скульптор, архетектор, поэт, художник; много размышлявший о свободной и гармоничной жизни людей.

Рафаэль Санти ( 1483-1520) – не только талантливый, но и разносторонний художник: архитектор и монументалист, мастер портрета и декора.

Альберт Дюрер (1471-1528) – основатель немецкого Возрождения, «северный Леонардо да Винчи», создал несколько десятков картин, гравюр, акварелей и рисунков, был теоретиком искусства, написал четыре книги о пропорциях.

Эти примеры можно было продолжить. Таким образом, универсальность, рациональность, разносторонность, творческая одаренность была характерной чертой мастеров Ренессанса.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Роль выставки в жизни музея
Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян­но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со­общество вышло на такой сложный период свое ...

Феномен шрамирования и его репрезентация в искусстве как особые интимные отношения с телом
Тело до сих пор остается «активным полем дискуссий и переговоров». Человек, или то, какой(ая) он(она) есть, не всегда соответствует тому, что «снаружи»: иначе говоря, существует проблема совпадения формы и содержания. Иногда для того, что ...

Взаимодействие театра и публики
Если репертуар – это лицо театра, то состав его аудитории и зрительские предпочтения – своеобразное отображение этого лица. Смотрясь в аудиторию, театр может увидеть себя (так же как зритель в театре находит себя). При довольно широком о ...