Художественная культура Древнего Рима: архитектура, скульптура

Статьи по культуре » Характеристика мировой культуры и искусства » Художественная культура Древнего Рима: архитектура, скульптура

Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых высот. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и последующее развитие Европы. Различие между римской и греческой культурами, развитие которых происходило синхронно и во многом аналогично, изначально проявилось в различи мифологий. Римские боги не имели человеческого облика, не вступали в сложные взаимоотношения, обозначались лишь именами и отвечали за различные конкретные явления и функции. Такая же жесткая и расписана регламентация лежит в основе организации государства. В искусстве ведущую роль играла жилая архитектура. Главенствующий принцип целесообразности, четкость и смелость инженерного мышления давали возможность удовлетворять и бытовые потребности многочисленного населения, и изощренный эстетический вкус аристократов (их виллы с парками и дворцы имели баснословную стоимость). Этрусские традиции в архитектуре и изобретение бетона позволили римлянам перейти от простых балочных перекрытий к аркам, сводам и куполам. Римляне вошли в историю как выдающиеся строители. Они возводили монументальные сооружения, даже развалины которых до сих пор поражают воображение. К ним относятся амфитеатры, цирки, стадионы, термы (общественные бани), дворцы императоров и знати. В Риме строили многоквартирные дома – инсулы. Количество этажей в них доходило до восьми, пока в середине первого века н. э. не был издан специальный закон, в целях пожарной безопасности запрещавший строить в Риме дома выше 18 м.име Риме

Римские строители широко использовали бетон. Почти целиком из бетона построен храм Пантеон (11 в.), купол которого диаметром 43 м сохранялся неповрежденным до середины ХIХ века. Из бетона был сооружен фундамент знаменитого амфитеатра Флавиев - Колизея. Из бетона строили крепости, мосты, акведуки, портовые молы, дороги и т. д. многие их этих сооружений и сейчас находятся в прекрасном состоянии и продолжают приносить пользу. Бетон обладал замечательной прочностью, но низкими художественными достоинствами, поэтому здания в Риме принято было облицовывать – покрывать сверху другим материалом. В республиканском Риме для облицовки чаще всего использовался кирпич, начиная с эпохи Августа строители переходят на мрамор и другие породы камня, обладающие декоративными свойствами. В начале нашей эры римляне изобрели водяные мельницы с колесом, которое в течение многих веков, вплоть до нового времени, оставалось основой энергетики. Поскольку в римских постройках несущим элементом является стена, колонны и их украшения выполняют лишь декоративную функцию. Чаще всего использовался пышный коринфский ордер, а также тосканский - гладкие колонны, которые, так же как ионические, имели базу. В императорский период возникают комбинации различных типов капителей. Древнейший тип римского храма - круглый.

Достижением римской скульптуры является портрет. Начало этому жанру в Европе положили этруски, у которых изображение головы покойного

прикрывало урну с прахом; в этой традиции - не только стремление сохранить память об облике человека, но и отношение к личности как социально значимому идеалу. Резкая индивидуализация черт исключала возможность сглаживания, идеализации формы, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты внутренней - духовной. Скульптурным образам республиканской эпохи свойственны лаконичные формы, резкость линий. Императорский Рим Августа вернулся к художественным идеалам Греции, привнеся в них постепенно свою рассудочность, парадность и помпезность.

Другая информация:

Народное творчество
Академик Пельше писал: "Надо помнить, что народное искусство у всех народов несёт в себе отпечатки, глубокие следы тех хозяйственных, политических, бытовых , религиозных условий, в каких веками жил данный народ - они определяли и со ...

Цивилизации А. Тойнби
Понять историю отдельной страны, как правило, невозможно без учета ее связей и взаимодействий с другими странами. Чтобы объяснить события ее истории, приходится сопоставлять их с тем, что происходит в других странах. Но отсюда не следует, ...

Усадьба демьяново в XVIII - начале XX века
Демьяново - село в двух верстах к югу Клина, поблизости от выезда из города по Московскому тракту, на правом берегу реки Сестры. Первое упоминание о селе в документах датируется 1709 годом. В "Книге переписной церковнослужителей, дь ...