Анализ состояния исследуемой проблемы

Страница 3

В понятие «информационная грамотность личности» включены следующие компоненты:

компьютерная грамотность личности;

знания об информационной среде, законах ее функционирования, а также некоторый объем метазнаний, т.е. знаний об информации;

наличие у личности информационных потребностей широкого диапазона;

умение ориентироваться в информационных потоках;

умения и навыки сохранения информации для повторного использования;

развитость алгоритмического мышления личности.

Компьютерная культура есть термин, охватывающий и регламентирующий полный комплекс аспектов работы человека с информационными технологиями и телекоммуникационными средствами.

К компонентам компьютерной культуры относятся:

а) знание методологии применения информационных и компьютерных технологий (ИиКТ) в различных областях жизнедеятельности человека;

б) понимание соответствующей терминологии, связанной с ИиКТ;

в) знание принципов устройства и работы компьютерной техники;

г) знание конкретных примеров использования ИиКТ;

д) свободное владение навыками работы с компьютером в повседневной профессиональной деятельности;

е) знание основ методов моделирования (математического, логического, дидактического и др.);

ж) понимание принципов, лежащих в основе функционирования телекоммуникационных сетей и умение ими пользоваться:

и) умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью электронно-вычислительной техники и применять их в своей деятельности;

к) умение грамотно сформулировать задачу, возникающую в своей деятельности и реализовывать на практике основные этапы ее решения (структуризация, алгоритмизация, программирование и реализация);

л) соблюдение морально-этических и правовых норм применения ИиКТ.

В связи с широким использованием телекоммуникаций в практической деятельности человека и расширением сферы применения информационных технологий появилась дефиниция «информационная культура». Содержание термина «информационная культура» гораздо шире, чем другие понятия. Оно точнее отражает взаимодействие отдельной личности с окружающими информационными средами и пространством.

Информационная культура предполагает наличие у личности таких качеств, как:

информационная грамотность. Она включает:

стройную, логически связанную, преемственную систему знаний информационных технологий, в том числе компьютерных;

умения и навыки любой деятельности, связанной с информацией, а также умения и навыки планирования своей деятельности, проектирования и построения информационных моделей, коммуникации, дисциплины общения и структурирования сообщений, инструментирования всех видов деятельности, использования современных технических средств в жизни;

осознанную мотивацию личности на:

удовлетворение своих информационных потребностей на базе знаний ИиКТ;

повышение своего общекультурного, общеобразовательного и профессионального кругозора;

развитие умений и навыков информационной деятельности и информационного общения на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, в том числе компьютерных;

определенный стиль мышления, главной характеристикой которого являются самостоятельность и креативность.

В настоящее время существуют различные подходы к определению феномена «информационная культура». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, порой противоположных. Однозначного и всеобъемлющего определения этому понятию исследователи не дают.

Исторический подход к пониманию информационной культуры наиболее полно представлен в работах К.К. Колина, А.И. Ракитова, Э.П. Семенюка и др. В рамках этого подхода делается акцент на анализ генезиса информационной культуры, выявляется ее конкретно историческая и социальная обусловленность и, как результат, предпринимаются попытки формирования исторической модели информационной культуры, в которой и «должны сочетаться временной фактор и перечни компонентов информационной культуры». Генеалогическое информационное древо нашей цивилизации уходит корнями в глубины истории, к простейшим формам информационных связей и информационного общения.

Первую информационную революцию связывают с появлением языка, с технологией устной речи, её передачей, запоминанием, возможностью трансляции в пространстве и времени. Древняя дореволюционная информационная среда была соразмерна индивидуальному человеческому сознанию и отличалась невысокой скоростью распространения информации.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Возрождение французских культурных центров в 90-х годах ХХ века
Все действующие на территории современной России центры функционируют, руководствуясь Постановлением Совета Министров РФ от 19 марта 1993 г. N 237 «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Француз ...

Характеристика справочно-библиографического аппарата библиотеки
Библиографическая работа - совокупность процессов по библиографированию и библиографическому обслуживанию. Основными направлениями библиографической деятельности библиотек являются: организация справочно-библиографического аппарата; сп ...

Тeopии иcкуccтвa
В XIX вeкe иcкуccтвo paccмaтpивaлocъ пpeимущecтвeннo кaк пpoдукт взaимoдeйcтвия мeжду иcтинoй и кpacoтoй. Нaпpимep, тeopeтик эcтeтики Джoн Pёcкин, aнaлизиpуя твopчecтвo Тёpнepa, oтмeчaл, чтo cмыcл иcкуccтвa в coздaнии xудoжecтвeнными мeтo ...