Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Статьи по культуре » Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Страница 9

Это – до крайности упрощенное толкование.

Говоря о «подсознательном», действительно занимающем важное место в творчестве сюрреалиста Дали, следует, прежде всего, иметь в виду, что перед нами «коллективно-бессознательное», а точнее говоря – непосредственное, нерефлектированное сознание человечества, поднимающееся из древних глубин истории.

Этому «сознанию» действительно свойственна своя «кривизна», заключающаяся в наделении вещей человеческими («духовными») свойствами, как и наоборот.

Иначе говоря, в основе художественного видения мира у С. Дали лежит «мифологическая апперцепция», играющая значительную роль в искусстве вообще, а в модернизме – доминирующая.

Именно к двоякой («амбивалентной») природе мифологической фантазии относится бессознательное слияние ужасного с дьявольской усмешкой.

Первоначальный ужас смешон, как улыбка тигра. Такова же и фигура грозного создателя мирового порядка в мифологии. Он и создатель, и нарушитель порядка (по слабости ума или по жестокому озорству). Таков вообще и всякий герой в мифах древних народов, известный в этнографической литературе под именем трикстера, забавника. Этот термин охватывает и смешное и великое, и апостолов и апостатов, и тиранов и спасителей мира. Связь этой фигуры первобытного трикстера с шутовскими празднествами более поздних времен – сатурналиями древности и карнавалами средних веков – показана К. Юнгом. Примечательна в этом смысле и тема шута, стоящего в мировой истории на одном уровне с образцами мудрецов и царей. Напомним эпоху Петра с его «всешутейшим собором», игравшим немалую роль в общественном перевороте XVIII века.

Мифологическая фантазия парадоксальна по отношению к обычному порядку вещей, как парадоксально и поведение ее субъекта, носителя – трикстера. Это многое объясняет в творчестве и жизни С. Дали. Остается лишь вопрос: уместно ли перенесение «мифологической апперцепции» в ее первозданном виде в искусство XX века?

С точки зрения К. Юнга, удовлетворение эстетических потребностей общества посредством восприятия модернистских мистерий есть отдушина для накопившейся социальной энергии. Во многой жестко зарегламентированная жизнь цивилизованного общества требует и сегодня всевозможных символических выходов для сознания относительной несвободы общественного порядка, требует карнавального искусства и хеппенингов, условно переворачивающих социальные отношения, комических пародий на господство и подчинение.

В творчестве С. Дали особенно сильно выражен этот мотив символического переворачивания верха и низа, святого и грешного, серьезного и озорного, ужасного и смешного.

Даже кажущаяся грубая патология страстей в сюрреализме все же способствует преодолению психологических инерции рутинности, пассивности, закрепощенности. Подобное искусство помогает обществу освободиться от чрезмерного накопления психологической неудовлетворенности, грозящей взрывом.

Большую роль играет и магия в современном искусстве (ощутимая не только у С. Дали, но и, например, в латиноамериканском романе) как образец активного воздействия на массовое сознание, взятый из первобытности. Мифология представляет собой тленно живое равновесие между дикой оргией необузданных элементов и мертвым порядком божественного или технологического предопределения.

Таким образом, основополагающее «мифологическое зрение» С. Дали объясняет в его творчестве и имитацию художественных приемов первобытного искусства, творчества душевнобольных, вычленение конкретных объектов из естественной для них среды «эстетизацию» путем отстранения от реальной функции или парадоксальное сочетание с другими объектами, наконец, натуралистически-осязаемое воспроизведение фантастических видений, либо отдаленно и смутно ассоциирующихся с предметным миром, либо в патологически отталкивающей форме сплетающих абсолютно реальные, но парадоксально несовместимые элементы природы.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другая информация:

Культура Украине во второй половине ХХ века и на современном этапе
В послевоенные годы расширилась сеть научно-исследовательских учреждений, увеличилась численность научных кадров. Возобновили свою работу Киевский, Харьковский, Одесский государственные университеты. К 1950 г. действовало 222 тысячи школ. ...

Роль выставки в жизни музея
Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоян­но меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое со­общество вышло на такой сложный период свое ...

Второе возвращение во Флоренцию
В результате вторжения французов в 1494 г. Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 г. в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола Савонарола ...