Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Статьи по культуре » Философское и эстетическое толкование творчества С. Дали

Страница 2

1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли в Фигуэрасе «Музей Дали» (концепцию которого разработали сами) – культовое место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.

В огромной литературе о нём. насчитывающей свыше тысячи статей и более сотни книг, жизнь и творчество мастера предстают как "вызов", как эпатаж общепринятых социальных и эстетических норм.

"Загадка", "скандал" - вот два слова, которыми пестрят работы, посвященные С. Дали.

Внешняя экстравагантность поведения Дали в жизни обычно противопоставляется глубинной загадочности его творений. Думается, что художник создал свою биографию и произведения искусства по единым философско-эстетическим нормам.

Он, подобно врачу, исследующему недуг, "привил" себе болезнь XX столетия и эксплицировал её симптомы и на уровне бытия, и на уровне художественного образа.

Любимыми мыслителями Сальвадора Дали были Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, а среди современников Эд. Гуссерль и М. Унамуно. Художник впитал огромную духовную культуру Запада, ему принадлежат серьёзные сочинения по мифологии, философии и искусству. Дали отличают необычайная чёткость суждений и ясность ума. Разыгрываемая на публику жизнь художника и его произведения предстают как яркое воплощение "мистики потребительского сознания" (по определению социолога Ю. Давыдова) с его культом денег и эротики, жестокости и иррациональности.

Особо сильное влияние на творчество Дали (о чем он и сам писал неоднократно в своих книгах) оказали Рафаэль, Вермер Делфтский, Веласкес. Помимо этого увлекался он и философской литературой, однако особый восторг вызвало у него знакомство с сочинениями Фрейда. В его психоанализе, теории сублимации, учении о сновидениях, искусстве, эротической символике он нашел много созвучного своему внутреннему миру и затем на протяжении всей долгой жизни активно и сознательно опирался на фрейдизм в своем творчестве.

В творчестве Дали можно условно выделить три основных периода:

до 1928 г. – период ученичества, освоения техники старых мастеров и приемов художественного мышления импрессионистов, кубистов, футуристов, дадаистов и старших сюрреалистов;

1929– 1948 гг. – параноидально-критический сюрреализм, создание главных работ на основе своего метода;

с 1948 по 1970-е гг. – философско-религиозный, мистический сюрреализм.

Сам Дали делил свой зрелый период творчества на ряд этапов в духе своего «параноидально-критического» мышления на: Дали Планетарного, Дали Молекулярного, Дали Монархического, Дали Галлюциногенного, Дали Будущного.

Однако любая периодизация его творчества достаточно условна, ибо она скорее свидетельствует о движении некоторых идейно-смысловых тенденций в мировоззрении Дали, но не о какой-то принципиальной эволюции стиля, или художественного языка.

Имя Дали связано с течением сюрреализма в живописи, одним из «отцов» которого он и был. Сюрреалисты ставят перед собой задачу расковать вдохновение современного человека, открыть «чудесное» в примелькавшейся действительности. Для этого необходимо в значительной мере освободить от власти рассудка подспудные стремления, залегающие в подсознании человека. Само творчество сюрреалистов – пример воплощения подсознательных «озарений», закрепление на полотне вереницы образов, навеянных толчками из душевного «подполья».

Искусство сюрреализма, зачинателем которого в начале 1920-х годов был наряду с А. Бретоном. Л. Арагоном и другими С. Дали, ставший затем крупнейшим представителем этого направления (он не без основания говорил: "Сюрреализм - это я"), утверждало примат сновидений и бессознательного над разумом и познанием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Культурологические традиции русской эмиграции
Можно говорить о том, что деятели русской культуры, даже кратковременно находясь за границей, чувствовали себя в какой-то мере эмигрантами; а становясь – хотя бы на короткое время эмигрантами, они тем самым освобождались от тяготивших их ...

О трапезе в праздники
Следует иметь в виду, что по Уставу Церкви в праздники Рождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в среду и пятницу, поста нет. В кануны праздников Рождества Христова и Крещения Господня, случившиеся в субботу и воскресенье, раз ...

Свойства теней
Воздушная перспектива Основной принцип звучит так: чем дальше от нас объект, тем он менее контрастный. Дело в том, что воздух не такой прозрачный, каким кажется. Он умеет рассеивать свет, поэтому контраст теряется. Горы на горизонте все ...