1970: Жизнь как произведение искусства. В 1973 Дали и Гала открыли в Фигуэрасе «Музей Дали» (концепцию которого разработали сами) – культовое место художников. Спустя шесть лет искусство инсценировки Дали достигло апогея: на одном из собраний Французской Академии он произнес темпераментную речь, в которой объявил, что после смерти желает быть замороженным, чтобы воскреснуть в один прекрасный день, за что был причислен Академией к лику святых. В 1982 умерла его жена Гала, и Дали уединился в замке Пуболь. Ему было 84 года, когда он скончался в Фигуэрасе.
В огромной литературе о нём. насчитывающей свыше тысячи статей и более сотни книг, жизнь и творчество мастера предстают как "вызов", как эпатаж общепринятых социальных и эстетических норм.
"Загадка", "скандал" - вот два слова, которыми пестрят работы, посвященные С. Дали.
Внешняя экстравагантность поведения Дали в жизни обычно противопоставляется глубинной загадочности его творений. Думается, что художник создал свою биографию и произведения искусства по единым философско-эстетическим нормам.
Он, подобно врачу, исследующему недуг, "привил" себе болезнь XX столетия и эксплицировал её симптомы и на уровне бытия, и на уровне художественного образа.
Любимыми мыслителями Сальвадора Дали были Платон, Спиноза, Монтень, Вольтер, Кант, а среди современников Эд. Гуссерль и М. Унамуно. Художник впитал огромную духовную культуру Запада, ему принадлежат серьёзные сочинения по мифологии, философии и искусству. Дали отличают необычайная чёткость суждений и ясность ума. Разыгрываемая на публику жизнь художника и его произведения предстают как яркое воплощение "мистики потребительского сознания" (по определению социолога Ю. Давыдова) с его культом денег и эротики, жестокости и иррациональности.
Особо сильное влияние на творчество Дали (о чем он и сам писал неоднократно в своих книгах) оказали Рафаэль, Вермер Делфтский, Веласкес. Помимо этого увлекался он и философской литературой, однако особый восторг вызвало у него знакомство с сочинениями Фрейда. В его психоанализе, теории сублимации, учении о сновидениях, искусстве, эротической символике он нашел много созвучного своему внутреннему миру и затем на протяжении всей долгой жизни активно и сознательно опирался на фрейдизм в своем творчестве.
В творчестве Дали можно условно выделить три основных периода:
до 1928 г. – период ученичества, освоения техники старых мастеров и приемов художественного мышления импрессионистов, кубистов, футуристов, дадаистов и старших сюрреалистов;
1929– 1948 гг. – параноидально-критический сюрреализм, создание главных работ на основе своего метода;
с 1948 по 1970-е гг. – философско-религиозный, мистический сюрреализм.
Сам Дали делил свой зрелый период творчества на ряд этапов в духе своего «параноидально-критического» мышления на: Дали Планетарного, Дали Молекулярного, Дали Монархического, Дали Галлюциногенного, Дали Будущного.
Однако любая периодизация его творчества достаточно условна, ибо она скорее свидетельствует о движении некоторых идейно-смысловых тенденций в мировоззрении Дали, но не о какой-то принципиальной эволюции стиля, или художественного языка.
Имя Дали связано с течением сюрреализма в живописи, одним из «отцов» которого он и был. Сюрреалисты ставят перед собой задачу расковать вдохновение современного человека, открыть «чудесное» в примелькавшейся действительности. Для этого необходимо в значительной мере освободить от власти рассудка подспудные стремления, залегающие в подсознании человека. Само творчество сюрреалистов – пример воплощения подсознательных «озарений», закрепление на полотне вереницы образов, навеянных толчками из душевного «подполья».
Искусство сюрреализма, зачинателем которого в начале 1920-х годов был наряду с А. Бретоном. Л. Арагоном и другими С. Дали, ставший затем крупнейшим представителем этого направления (он не без основания говорил: "Сюрреализм - это я"), утверждало примат сновидений и бессознательного над разумом и познанием.
Другая информация:
Материальная культура первобытных людей
Для верхнего палеолита характерно наличие разнообразных по форме, более совершенных по обработке и специализированных по назначению орудий труда, знаменующих собой скачок в развитии производительных сил.
Отделка орудий труда стала более ...
Традиционная культура и теория модернизации
Ни сам М. Вебер, ни его ближайшие современники не пытались интерпретировать приведенные типологические категории в духе односторонней эволюционно-прогрессистской схемы, например, как признаки «архаической» и «современной» культуры. Класси ...
Упадок нравственности в России
Для понимания изучаемого явления необходимо сформулировать, что же такое нравственность. Корнем этого слова является – «нрав» т.е. нормы поведения, и их соблюдения, а поступает человек в соответствии со своей системой духовных координат, ...
Меню сайта