Культура Киевской Руси

Страница 2

В первой половине XI в., в годы правления Ярослава Мудрого (ок.978 – 1055) в Киеве были построены 13-главый собор Киевской Софии, (длина – 37 м, ширина – 35 м, высота – 29 м), призванный утвердить равенство Руси с Византией, и каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения.

Большого совершенства добились русские мастера в области мозаики и фрески, позаимствовав их из Византии. Великолепными образцами мозаичного искусства являются интерьеры Софии Киевской. Особенно знаменито изображение Богоматери Оранты (Молящейся). Кисть отечественных мастеров проглядывает во фресковой живописи Киева и Новгорода. Киевляне, наряду со строгими сюжетами из Священного Писания на стенах Софийского Собора, изобразили семью Ярослава Мудрого, скоморошьи пляски, бытовые сцены.

В середине XI в. греческими монахами Антонием и Феодосием Печерскими был основан первый христианский монастырь в Киеве – Киево-Печерская лавра. Наряду с Киевским, известен также Ильинский подземный монастырь в Чернигове. Среди новгородских построек XII в. выделяются Соборы Антониева и Юрьева монастырей, княжеские храмы Николы на Ярославовом дворище и Спаса на Нередице, небольшая уличная церковь Петра и Павла на Синичной горе.

В XII – XIII вв. храмы, за редким исключением, были одноглавыми, небольших размеров, богато украшенными скульптурными изображениями. Выработались и национальные формы, композиции культовых зданий. Византийская крестово-купольная система была переосмыслена. Для храмов стали характерны ступенчатая ярусность постройки, "башенность" верха за счет подъема главы ввысь на особом постаменте, членение фасадов зданий плоскими полуколоннами-пилястрами, обнесение храмов одноэтажными галереями, использовавшимися в качестве усыпальниц и мест общих собраний.

Живопись в XII – XIII вв. развивалась по двум направлениям: икона и фреска. Иконописные сюжеты пришли на Русь из Византии: это тип богородничных икон и икон Спасителя. Среди них выделяются иконы Богоматерь Умиление и Богоматерь Путеводительница.

На Руси существовало богатое устное народное творчество – фольклор: песни, присказки, байки, сказки, загадки, заклинания. Любимыми героями былин были Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, богатыри Святогор и Кирилл Кожемяки.

Таким образом, можно сказать, что культура Киевской Руси достигла высокого уровня развития и не уступала культуре большинства стран Европы.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Технология выполнения чернолощёной керамики
Выполнение чернолощеной керамики или керамики выполненной в технике букеро имеет ряд этапов: 1 Первичное полирование поверхности деревянной циклей, когда изделие ещё сырое. В результате удаляются все отпечатки и неровности на поверхности ...

Альбомные квилты
Среди самых красивых ранних художественных квилтов выделяются так называемые альбомные квилты, которые символизировали дружбу или «свободу» и дарились друзьям или родственникам на память, особенно когда они куда-то переезжали, например на ...

Классификация художественной самодеятельности
I. По ориентации на основные пласты художественной культуры 1. Художественная самодеятельность, ориентированная на этнофольклорные виды народного национального искусства (национальные фольклорные коллективы, ансамбли гармошечников, ложка ...