Структура потребностей. Рабочие понятия

Страница 1

Количество потребностей человека ограничено активностью его взаимодействия с окружающим миром на протяжении всей его жизни, это число сопоставимо с бесконечным. Для работы оператора над проектом необходимо выделить тот объем потребностей, с которым ему будет удобно работать.

Для этого в работу вводятся понятия: активированные и потенциальные потребности. Активированные потребности – верхушка «айсберга» – это те потребности, которые являются источником наполнения впечатления и ограничены впечатлением, а так же выступают причиной поведения человека. Потенциальные – подводная часть «айсберга» – не влияют на поведение и расположены глубже, чем уровень впечатления. Разделение потребностей на активированные и потенциальные дает оператору представление о том, на основе каких потребностей строится впечатление субъекта, а также на основе каких потребностей его можно построить.

Активированные потребности дают проектировщику реальную картину происходящего, представление о субъекте и ситуации, в которой он находится. Потенциальные же потребности – это материал, который дает проектировщику возможности для осуществления поиска альтернативных решений.

Потребность более высокого уровня – это то, от чего движется субъект, потребности более низкого – это то, к чему он приходит – это проекция потребностей более высокого уровня на ситуацию.

Структура активации потребностей

По мнению А. Маслоу, любой поведенческий акт детерминирован совокупностью нескольких или всех базовых потребностей. При этом взаимодействие субъекта с окружающим миром происходит посредством элементарных потребностей, таких как – нажать на кнопку, открыть дверь, распечатать страницу. Эти потребности активируются базовыми потребностями при взаимодействии человека с окружающим миром. Каждая из перечисленных элементарных потребностей может быть порождена любой из базовых. Например, потребность «нажать кнопку» может быть активирована как базовой потребностью в выживании, так и базовой потребностью в самореализации. Так же «нажатие кнопки» может быть активировано потребностью «запустить программу» или из простого любопытства. Принципиально здесь то, что потребность «нажатия кнопки» вызвана потребностью более высокого порядка, и то, что между базовыми потребностями и элементарными существует ряд связующих потребностей, например: потребность «запустить программу». Для представления потребностей оператору в форме, удобной для работы, необходимо структурировать их так, чтобы зафиксировать все дерево потребностей, от базовых до элементарных.

Необходимо отметить и тот факт, что уровни потребностей находятся в постоянном и активном движении. «Г.В. Олпорт пришел к выводу, что любое действие, первоначально подчиненное какой-то определенной цели и служившее лишь механизмом ее достижения, может превратиться в мотив, обладающий самостоятельной побудительной и направляющей силой» Другими словами, «нажатие кнопки» может активировать потребность в «запуске программы».

Для установления связей и зависимостей потребностей друг от друга предлагается структура, более высокий уровень которой составляют активирующие потребности, более низкий уровень – активируемые. Потребности низкого уровня представляют собой проекцию потребности более высокого уровня на ситуацию их реализации. Предложенная структура способна гибко реагировать на изменения мотивационной структуры человека.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Этапы становления древнейшей культуры
С появлением человека современного вида связано бурное развитие производительных сил и общественных отношений, которое ускоряется по сравнению с предыдущим этапом в десятки и сотни раз. Но это происходит не сразу. Только специалист может ...

Цвет в живописи
Существуют разные типы цветового построения картины, претендующие на решение задачи сходства природных явлений и красок картины. Как же в таком случае решается вопрос о реализме цвета? Разве понятие реализма не предполагает одной-единстве ...

Тициан
Тициан Вечеллио да Кадоре (около 1480- 1576) - один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо, Рафаэлем и Микеланджело — одним из четырех титанов итальянского Возрождения. "Королем живописцев и жи ...