Творчество А.К. Саврасова

Статьи по культуре » Творчество А.К. Саврасова

В высоком расцвете русской живописи второй половины 19 века пейзажу принадлежит выдающаяся роль. Завоевания и достижения русской пейзажной живописи этого времени имеют мировое значение и непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили мировую культуру, а замечательные достижения в этом жанре вызывают у автора интерес к изучению его истоков и этапов развития. Одним из тех, кто внес неоценимый вклад в копилку мирового искусства, кто творил пейзажи кистью гения, был Алексей Кондратьевич Саврасов.

Проблему складывания реалистического пейзажа в истории искусства рассматривали многие критики и деятели искусства как 19 столетия, так и непосредственно нашего времени. На сегодняшний день существует великое множество литературы, включающей в себя сборники и монографии таких заслуженных исследователей искусства, как А.А. Федоров-Давыдов, Ф.С. Мальцева, В.В Стасов. И многих других. И естественным будет сказать, что при раскрытии темы данной работы автором были использованы их труды.

Изучая работу А.А. Федорова-Давыдова «Русский пейзаж 18 – начала 20 века», можно сказать, что книга дает достаточно полное представление и о рассматриваемом предмете, и о трактуемых историко-художественных проблемах. Главная же научная заслуга автора заключается в том, что обращаясь к русскому пейзажу, он выявляет не только внутренние закономерности развития этого жанра, но и общие черты, общие свойства национального художественного сознания на данном этапе его исторического развития. Помимо этого, в работе нашли свое обобщение мысли автора не только о пейзаже, но и русской культуре в целом, и можно даже сказать, что этот труд подвел определенные итоги всем его научным исследованиям. Тем не менее, нами была использована лишь одна глава – Ф.А. Васильев. Именно здесь описывается собственно становление русского реалистического пейзажа, а так же рассматриваются события, сопутствовавшие данному процессу. Кроме того, рассматривая творчество Ф.А. Васильева, автор проводит аналогии с творческой деятельностью А.К. Саврасова.

Кроме того, нами была использована еще одна монография данного автора - «А.К. Саврасов. 1830-1897», в которой аналогично труду Мальцевой Ф.С. «А.К. Саврасов» жизнь и творчество художника рассматриваются с истоков возникновения, выявляются причины и события, повлиявшие на становление таланта мастера, прослеживается четкая хронологическая связь между периодами на протяжении всей творческой деятельности. В данных работах описаны мельчайшие подробности из жизни художника, рассмотрены и проанализированы многие произведения.

Говоря о работе Ф.С. Мальцевой «Мастера русского реалистического пейзажа», мы можем сделать вывод, что автором представлено исследование эволюции русского пейзажа второй половины 19 века. Автор подробно освещает круг вопросов, связанный с формированием русского пейзажа в 60-е годы, раскрывая новые черты свойственные ему в то время. Исследуя творческую деятельность А. Саврасова на примере монографического изучения его произведений, автор проводит обзор основных этапов развития пейзажной живописи. Она с новой точки зрения анализирует творчество мастера, показывая его место в ряду пейзажистов 70-х – 80-х годов. Не менее важным является то, что автором рассматриваются общественно-исторические условия, повлиявшие на ход развития искусства, раскрываются существенно важные черты в формировании жанра пейзажа 60-х годов, обусловившие проблематику пейзажной живописи.

А. Бенуа в своей работе «История русской живописи в 19 веке» стремился воссоздать общую картину развития русской живописи в 19 веке. Причем сначала он осветил ее истоки в искусстве 18 века, и лишь затем обрисовал главные линии и основные этапы последующей эволюции. И таким образом связав несколько периодов, заново рассмотрел и оценил значение индивидуального вклада в живопись многих мастеров. Книга характеризует уровень знаний и вкусы столетия, характеризующие широко распространенные идеи автономии искусства, его свободы. Нами же использован раздел, повествующий о творчестве А. Саврасова.

Краткая биография и характеристика работ А. Саврасова дается у Богемской К.Г. и Островского Н.К.; интересно написана работа и О. Добровольского Кроме того, существует множество альбомов, в которых представлены работа мастера, и в которых так же дается краткая характеристика творчества художника.

Конечно, их работы основаны уже в свою очередь и на исследованиях вышеупомянутых авторов, но, тем не менее, и они оказывают большую помощь, т.к. базируются на работах и многих других исследователей творчества А. Саврасова, обобщая и анализируя их. Благодаря этому, мы получаем более полное представление о волнующей нас проблеме.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на обилие литературы, рассматриваемая нами проблема является достаточно актуальной. Это связано с тем, что стилистические особенности творческого метода А.К. Саврасова и в наши дни представляют неиссякаемый интерес к творчеству мастера.

Именно поэтому целью данной работы является исследование творчества А.К. Саврасова.

Для наиболее полного раскрытия темы и соответствия поставленной цели, при выполнении работы нами были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть истоки возникновения и основные этапы развития русского реалистического пейзажа второй половины 19 века в неразрывной связи с историческими событиями данного периода;

2. Выявить стилистические особенности в творчестве А.К. Саврасова, проследить как развивался творческий путь художника;

3. Рассмотреть наиболее знаменитое произведение мастера «Грачи прилетели»;

Данная работа представлена на 25 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка иллюстраций, непосредственно иллюстраций и списка литературы.

Во введении раскрывается актуальность темы, дается обзор литературы, ставятся цели и задачи

Первая глава раскрывает события, обусловившие становление русского реалистического пейзажа, рассматривается, каким образом менялось отношение передовых общественных и культурных деятелей к русской пейзажной живописи в частности и к искусству в общем, а так же дается оценка той роли развития пейзажной живописи, которую она сыграла во второй половине 19 века.

Во второй главе раскрываются непосредственно творческие особенности и черты произведений А.К. Саврасова, прослеживается его творческий путь.

В третьей главе на примере самого знаменитого произведения художника - «Грачи прилетели» изучаются стилистические особенности, отличительные черты творчества мастера.

При работе были использованы методы анализа научной литературы и биографический метод.

Другая информация:

Художественная культура Древнего Рима: архитектура, скульптура
Римская культура сложилась под влиянием культур многих народов, прежде всего этрусков и греков. Используя иноземные достижения, римляне во многих областях превзошли своих учителей, подняв общий уровень собственного развития до небывалых в ...

Вхождение в среду авангардистов
Гуаши рубежа десятилетий – «Женский портрет», два «Автопортрета», «Человек в острой шапке», «Натюрморт», - энергичные, экспрессивные, с упругой контурной обводкой и мощной цветовой лепкой уплощенных объемов, - говорят о возникновении новы ...

Фаллический культ в Японии
Несмотря на то, что Япония имеет буддийско-шинтоистскую культуру, здесь также был найден символ фаллоса. Например, в городе Комакаси в марте проводится фестиваль Toshira jinga. Жрецы несут по улицам города огромный, вырезанный из дерева ф ...