Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это тяжелая, неприятная часть жизни, разрушающая ум и личность. Там, где методы, допускающие практическое усвоение и входящие в самую сущность технической деятельности, в самоудовлетворяющуюся рутину, это усвоение способствует уже не обогащению жизни (посредствам гарантирования предварительных ступеней действий), а ее объединению. Труд без затрат духовных сил, становится самоудовлетворяющим – отмечает К Ясперс.
Рутинный труд неизбежно снижает возможности, и чем ниже уровень субъективности, тем необратимее меняется личность, которая становится винтиком технократии. Люди покорные своей судьбе, не способны быть субъектами собственной жизни, регрессируют более явно.
В сфере рынка труда они занимают низшую ступень, их удел – не требующий специального образования монотонный труд.
Высокоавтоматизированный труд, сводящийся к однотипному нажиманию кнопок или рычагов, длящийся годами, снижает способности интеллекта. Труд становится всё более безжизненным, что заметил в своё время Гегель, а способности индивида – все более ограниченными.
Другой негативной стороной увеличивающая спезиализациии труда в технократизированном обществе становится отчуждение как тотальное явление, распространяющимися на все проявление личности. Отчуждение возникает, когда субъектом труда становится сверхиндевидное целое. Это целое создает специфического и целесообразного для него индивида, необходимого для решения задач сверхцелого и и соответствующий спектр мировоззрений и совокупности индивидов. Человек отрицает как микрокосм, он обновляет и реализует как часть целого.
Отчуждение заключается не только в том, что работающий не видит продукта целиком, но и в том, что человек с рыночной доминант нравственно отчужден от изготавливаемого им продукта.
Ценность продукта определяется не только представлениями о реальной пользе или вреде, сколько рыночным спросом. Это, прежде всего, касается представителей высших эшелонов производства – крупных вкладчиков, управляющих и тому подобное. Технократическое общество отчуждает человека от культурных вершин, достигнутых на предыдущих стадиях его развития.
Самое страшное отчуждение, распространенное в техническом обществе западного типа отчуждение человека от самого себя, превращение себя в функцию.
Личность современного человека подвергается испытанию «дурной бесконечностью технического прогресса», ставящей перед ним ложные смыслы. Имеется в виду «дурная бесконечность как термин, предполагающий бесконечную и монотонную повторяемость одних и тех же свойств, проявлений, законов.
Социальная инженерия называет множество ролей в технологию их исполнения при почти полном забвении самости; распыление человека на производственные и социальные функции грозит полным уничтожением его субъективности.
Философы отмечают, что современный человек утратил способность рефликтовать в себе наличие внутреннего ядра, что облегчает возможность управления его поведением и вмешательства в систему его ценностей, навязывания ему чуждых функций.
Превращение человека в функцию, даже если ему удается при этом стать экспертом в своей области, не означает приобщения его к истиной мудрости. Общество не может с полным правом претендовать на роль мудреца, им может быть только конкретная личность.
Таким образом, являющаяся неотъемлемой частью технического прогресса специализация проводит к таким разрушающим субъективность феноменам, как монотонный, однообразный труд и тотальное отчуждение от продукта, от нравственности, от своей личности и, в конечном счете, от онтологии.
Еще один аспект проблемы личности в обществе технократии связан с переносом логики технологического прогресса в интер - и интрапсихическую сферу. Рационалистического бытие рождает рассудочное сознание, т.е, внешняя логика техноструктуры становится собственной внутренней логикой личности. Из этого следует, что человек (объект) не только внешне, но и внутренне становится частью технологического прогресса.
Творчески одаренный человек может поддаться технократическому буму, но это должно изменить его внутренний мир относительно незаметно и мягко. «Но бывает, что страсть к техническим приспособлениям заменяет (вытесняет) подлинный интерес к жизни и избавляет человека от всего того обширного набора способностей и функций, которыми он наделен от рождения», - отмечает Э. Фромм.
Другая информация:
Взаимодействие театра и публики
Если репертуар – это лицо театра, то состав его аудитории и зрительские предпочтения – своеобразное отображение этого лица. Смотрясь в аудиторию, театр может увидеть себя (так же как зритель в театре находит себя).
При довольно широком о ...
Психологическая конгруэнтность как основа гармоничного отношения человека и
реальности
Для ответа на поставленные вопросы необходимо обратить внимание на состояние человека в момент достижения гармонии. Прояснить его способно понятие «конгруэтность», сравнительно недавно появившееся в науках о человеке. Оно вызвано к жизни ...
История храма св. великомученика Георгия
891 год. Страшная буря разыгралась на море рядом с юго-западным побережьем Крыма, бывшего в ту пору малонаселённой греческой колонией. Шторм был настолько силён, что неминуемая гибель грозила мореплавателям, судно которых находилось уже в ...
Меню сайта