Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы

Статьи по культуре » Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы

Страница 1

Васнецов Виктор Михайлович (3 (15) мая 1848 — 23 июля 1926) художник. Родился в с. Лопъял Вятской губ. (ныне Уржумский р-н) в семье священника М.В. Васнецова. Учился в Вятском духовном училище (1858—1862), Вятской духовной семинарии (1862—1867), петербургской Академии художеств (1868—1875). В 1870-е гг. утвердился как мастер бытового, а затем исторического жанра, былинно-сказочной композиции. В 1878 окончательно поселился в Москве, где и издал свои лучшие полотна «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Аленушка» (1881), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1887), «Богатыри» (1898) и др. Работал над эскизами театральных костюмов и декораций, создавал росписи и мозаики для православных храмов. Участвовал более чем в 50 выставках — Академии художеств, Товарищества передвижных выставок, персональных. Выставки картин были и за границей (в Лондоне, Париже, Стокгольме, Риме, Нью-Йорке). В. М. Васнецов поддерживал связи с Вяткой, где жили его братья. С 1910 — почетный член Вятского художественного кружка, один из инициаторов создания Вятского художественно-исторического музея и первых жертвователей в коллекцию музея. Был Почетным гражданином города Вятки. Умер в Москве, похоронен на Введенском кладбище. В 1981 в с. Рябово Зуевского р-на открыт Дом-музей В. М. и А. И. Васнецовых. В 1991 перед областным художественным музеем, носящем имя братьев-художников, им установлен памятник.

На другой стороне того листа, где Виктор Михайлович Васнецов когда-то нарисовал витязя перед вещим камнем, был ещё набросок, густо заштрихованный мягким чёрным карандашом. Уже не один, а три воина в шлемах, с пиками и щитами сидели на конях и были повёрнуты к зрителю. Тот, что в центре, поднял руку к глазам, смотрит вдаль. Двое других тоже как будто чего-то ждут. Стоят на открытом месте, а за ними тёмная полоса леса.

Этот набросок — первый карандашный эскиз будущей картины «Богатыри». Чтобы узнать историю создания самого знаменитого произведения художника, нам надобно на время вернуться в студенческие годы Виктора Михайловича.

Именно тогда увлёкался он былинами.

Где стоит богатырская застава? Когда происходит действие? В сказочное время – в древней Руси. Место тоже неконкретное – вся Русь, ее великие просторы. Чтобы это подчеркнуть, художник построил картину особым образом.

Илья Муромец на чёрном коне — центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах — твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Седые кудри плотно обхватывает простой круглый шлем. Крепкая стальная кольчуга и металлический щит защищают мощное тело.

На поднятой к глазам руке висит знаменитая палица «весом в сорок пуд» с колючими шипами, острое копьё на красном древке лежит поперёк спины коня, видны стрелы в колчане. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной — полжизни он провёл в седле.

Иной тип богатыря — Добрыня Никитич. Этот витязь степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Острый взгляд устремлён в сторону опасности. Лицо строгое, благородное.

Добрыня — знатного рода, он одет и вооружён по-княжески. Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня. На груди золотая цепь красивого плетения, широкий крест виднеется из-под густой бороды. Шлем фигурный, с высоким шишаком. На плечи опускается защитная сетка. Рубаха понизу украшена парчовой узорчатой каймой. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.

Во всём облике богатыря выражена совершенная древнерусская красота.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Густобровый, светлокудрый, над губой чернеют усики. Глаза мечтательные и лукавые. Широкие молодецкие плечи туго обтянуты серебристой кольчугой.

Сидит Алёша на коне, расслабившись. Но одной рукой наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной,— плётку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной его гусли, прихватил их удалой молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алёша Попович и поэт, и гусляр — есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое — и задорное.

Кони под стать богатырям.

Конь Алёши лёгок, молод и будто повторяет характер своего хозяина. А его гнедая масть, как и тёмно-красная одежда Алёши, подчёркивает горячность молодого витязя.

Вороной конь Ильи тяжёл и могуч. Стоит, точно в землю врос. Изгибает круто шею, косит огненным глазом. Гривой потряхивает.

Хорош Добрынин «белеюшка», как ласково называют его былины. Глаза широко раскрыты, устремлены вдаль, ноздри трепещут, грива развевается. Первым врага почуял, весь напрягся, задрожал.

Вот она — богатырская застава: мимо неё ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит! Так и говорится в былине: раз пробегал мимо горностайка, да и тот шубу свою оставил, пролетел сокол, перо выронил.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Традиции русского православного праздничного застолья
Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. Характерной особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкие ...

«Детский» театр
“Детский” театр - сильно ли он отличается от “взрослого”, является ли театрализованная деятельность хорошо знакомой и понятной педагогам? Говоря о воспитании истинно творческой личности, нужно помнить, что театральное искусство - как любо ...

Взаимодействие техники с другими социокультурными элементами
Мы рассматриваем технику как явление культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве она находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой. Моралью, ...