Русский стиль

Страница 1

Какой он на самом деле, русский стиль? Можно ли его поднять до высот итальянского дизайна? И как сделать стильным русский интерьер, чтобы он не был похож на иллюстрацию из детской сказки? Суровые избы Севера и изящные московские особняки; палаты Пскова с их нарочито неровной кладкой стен и владимирские храмы, формы которых тонко вытесаны из белого камня; буйная фантастичность Василия Блаженного и математически выверенная гармония Адмиралтейства; суровая сдержанность построек древнего Новгорода и жизнерадостная декоративность «елизаветинского» барокко. Всё это русская архитектура. И такая разная. И я поняла, почему оказались бесплодны попытки славянофилов выделить систему общих признаков в этом стилевом великолепии, найти определение «русского», верное для любого культурного периода истории России. Природа и география, несомненно, многое определили в ориентации торговых и культурных связей на ранних этапах становления Руси. Связи с Византией были более активные, чем связи с Западной Европой. А вот влияние культуры Востока было относительно слабое. Азию от нас отсекла Орда. В архитектуре «восточное» возникало лишь в орнаменте, причём более в его сюжетах. Да и заносились эти сюжеты сложными путями, например, в Х-ХIII веках – через «романский» стиль. Это в допетровской время. А потом было «окно в Европу» и влияние немцев, голландцев, французов. И через всё это красной нитью до наших дней шло то, что делает такими неповторимыми орнаменты вышивок, кружев, деревянной резьбы, просечного железа, всего того, что многие века украшало жилища, одежду, посуду и весь быт России. Первое упоминание о кружевах датируется 1252 годом. Это было описание одежды князя Даниила Галицкого в Ипатьевской летописи. Словом «кружево» поначалу называли отделки по краю одежды или других изделий. Первые известные русские кружева были сплетены из золотых и серебряных нитей и украшены жемчугом. Вы представляете, какое это чудо? Узоры и цветовой строй вышивки были неразрывно связаны c трудом наших предков и хранили их представления о мироздании. Так, архаическая вышивка русского Севера выполнялась красной нитью, а цвет этот связан в народном представлении с солнцем, дарующем тепло и свет, которые так необходимы для плодородия земли. Равноконечный крест означал светящее на все четыре стороны «лучистое солнышко», ромб почитался символом плодородия. Все эти узоры геометрического типа. В южных областях они сменяются изобразительными мотивами: растениями, фигурами людей, животных, птиц. Изображение женщины, стоящей то подбоченясь, то с поднятыми вверх руками в окружении оленей, коней и птиц, олицетворяло образ родной природы, образ Матери Сырой Земли. Ну разве не похоже это на теперь такие модные африканские рисунки и орнаменты? Только наши орнаменты не воспеты ни Пикассо, ни кубистами, ни художниками Монмартра и Монпарнаса. Ну не повезло. А лоскутное рукоделие? Такие насмешливо известные лоскутные одеяла? Раньше у нас этим искусством владели все женщины, теперь – только избранные. А ведь в Америке пэчворк – очень распространённое увлечение. Занимаются им все кому не лень, он есть во всех домах. Ежегодно проводятся грандиозные фестивали, куда съезжаются толпы профессионалов и любителей. Представьте себе на Вашей постели покрывало – смесь лоскутной техники, плетения и вышивки. В зависимости от стиля его можно украсить пуговицами, бусинами, акриловыми подвесками от девчоночьих резинок для волос. Да даже кусочками меха или кожи. А бахрома по краю покрывала из хвостиков пушных зверей? Как это по-княжески, по-древнерусски. Для этого подойдёт всё, что есть в доме, что осталось от прошлых рукоделий, от занавесок, скатертей, платков. Издавна печи, а потом кухонные плиты по немецкому образцу на Руси украшали изразцами. И были они дивно красочные, с ветхозаветными персонажами или поучительными историями. Теперь подобную плитку, только с растительным орнаментом, можно найти у турецких производителей или в восточных коллекциях. Ею можно декорировать печь, камин или просто кусок стены. Или тот же воздуховод на кухне, который многие сейчас, борясь за лишние сантиметры площади, пытаются уменьшить или вовсе превратить в нишу.

Страницы: 1 2

Другая информация:

«Морская гордость» России
С детства мечтал Айвазовский о подвигах народных героев. На склоне лет он писал: "Первые картины, виденные мною, когда во мне разгоралась искра пламенной любви к живописи, были литографии, изображающие подвиги героев в исходе двадцат ...

«Белоснежка» - сумасбродство Диснея
Однажды он оказался в Париже, где с братом Роем ("моим бухгалтером") получал очередную награду. (Здесь, кстати, вышел конфуз: этикет требовал явиться в визитке и брюках в полоску. Чуждый света, Уолт возмутился: "Я надеваю т ...

«Школа» Айвазовского
Педагогическая и наставническая деятельность И. К. Айвазовского заключалась в создании и поддержании художественной мастерской. В 1853 году Айвазовский предложил проект об учреждении в Крыму художественной школы. Приведем некоторые выде ...