Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь

Статьи по культуре » Храмы Кубани » Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь

Страница 1

На территории Майкопско - Адыгейской епархии расположен единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло - Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась в XIX в. После окончания длительной и кровопролитной Кавказской войны, в Закубанском крае стала налаживаться мирная жизнь. Казаки строили дома, возводили дороги и мосты, возделывали землю, растили детей, служили своему Отечеству. Находясь вдали от мест своей исторической Родины, казаки всей душой тянулись к православным святыням. В некоторых станицах были построены маленькие храмы, куда приходили станичники. Еще в 1874 г. Государь Император Александр Николаевич и бывший архипастырь Ставропольской епархии Преосвященный Герман подняли вопрос об учреждении в отдаленном углу епархии монастыря. В том же 1874 г. казаки станиц Майкопского уезда (Кубанской области) Даховской, Абадзехской, Царской (ст. Новосвободная), Севастопольской, пос. Каменномостского возбудили перед Кавказским наместником ходатайство об отводе земель в собственность православного монастыря, который казаки собирались устроить среди своих селений на горе Физиабго и долине реки Фарс. Преосвященный Герман направил в Майкопский уезд иеромонаха Рувима, схимонаха Виталия и послушника Илью, благословив их на обследование местности для основания православной обители. Осенью того же года схимонах Виталий отправился в паломничество на Святую гору Афон. Здесь схимонах встретился с отцом Мартирием, поведав ему историю об основании монастыря в Кавказских горах. Иеромонах Мартирий пожелал все свои духовные, физические силы и материальные средства направить на основание обители. В 1877 г. иеромонах Мартирий приехал на Кавказ. Он познакомился с проблемами казачества и обратился к Преосвященному Герману с прошением благословения доверить ему святое дело. Отец Мартирий обещал приложить все усилия для создания монастыря и пригласить братию со Святой горы Афон. В сопровождении делегации от казачества отец Мартирий отправился в город Тифлис, где они обратились к Его Высочеству Великому князю Михаилу Николаевичу, бывшему наместнику Кавказскому, с просьбой передать в собственность православного монастыря триста десятин земли.

Обитель была открыта в 1877 г. и официально именовалась Михаило - Афонская Закубанская мужская общежительная пустынь. "Михайловская" пустынь была названа в честь Архистратига Михаила, вождя небесных сил, имя которого носил Великий князь Михаил Николаевич. "Афонской" она называлась потому, что первые строители обители прибыли с горы Афон, откуда принесли частицы святых мощей в благословение строящемуся монастырю и ввели там Афонский устав. "Закубанской" она называется по месту нахождения за рекой Кубанью, на одном из конечных пунктов казачьих поселений. Пустынь расположилась на "бросовой" земле горного плато горы Физиабго, где в округе на протяжении десяти километров не было никаких поселений. Так началась история православной святыни в Кавказских горах.

28 августа 1878 г. Святейший Синод благословил строительство монастыря и утвердил отца Мартирия главой общины. Со Святой горы Афон для возведения обители переселились иноки Успенской кельи. Для сооружения обители братия получала по милости Божией добровольные пожертвования и дары. Отец Мартирий пожертвовал на строительство пустыни и свои средства - 55 тысяч рублей.

В 1883 г. Святейший Синод утвердил по желанию братии название обители – "Михаило - Афонская Закубанская общежительная пустынь". А строитель ее иеромонах Мартирий был утвержден настоятелем монастыря и возведен в сан архимандрита.

К началу 80-х годов XIX в. братия обители составляла 180 человек, в том числе 12 иеромонахов, 3 иеродьякона, 165 послушников. Ворота монастыря были открыты для всех сословий и званий. Среди монахов были и афонские иноки, и дворяне, и казаки, и отставные солдаты, мещане и крестьяне.

Постепенно трудами монастырской братии были возведены пять храмов: во имя Архистратига Михаила, во имя преподобного Александра, Успенский, Преображенский и Троицкий. Для уединенной молитвы иноками использовался подземный монастырь (пещеры), сохранившийся с византийских времен. В обители были построены "странноприимный дом", больница, более двадцати корпусов с кельями. В монастырский комплекс также входили мастерские: иконописная, токарная, слесарная, кузнечная, малярная, кровельная, портняжная, сапожная. К окончанию века в подворье были построены кирпичный и сыроваренный цеха, открыта церковноприходская школа. Братия имела огромное подсобное хозяйство: разводили скот, запустили в пруды рыбу, занимались пчеловодством. По количеству мастерских можно судить о масштабах пустыни. Иногда в трапезной монастыря в обед употреблялось до 300 ведер щей и 1200 килограмм хлеба. Ежегодно в мастерских обучалось до 20 человек. Святой обители ростовским мещанином И.Г. Воркуевым была пожертвована домовая церковь в Краснодаре (при здании бывшего окружного суда). В Майкопе пустынь имела подворье. В архивах монастыря сохранились бесценные документы, описывающие огромный монастырский храмовый комплекс. В обители пять храмов Божьих. Старейший по времени своего построения - во имя Архистратига Михаила. "С внешней стороны - это длинное, 13 сажень, одноэтажное здание, крытое дранью, увенчанное небольшою главой над алтарной частью. В этом здании кроме храма помещается трапезная и братские кельи, а также кухня с хлебопекарней. Храм не богат ни внутренним убранством, ни утварью, но замечателен именно тем, что представляет собою первое здание обители, как бы первое гнездышко, в котором зародилось мирное иночество в этой гористой и дикой местности, это слабое подобие того евангельского горчичного зерна, которое было посеяно любовью и молитвой скромного инока, благодатью Божьей в короткое время возросло в ветвистое дерево и стало многолюдною и благоустроенною обителью. Ввиду скромности этого здания уже ныне составлен на смену ему план нового грандиозного храма Божия.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Художественная манера М.А. Врубеля
Среди русских живописцев, создавших произведения на темы сказок и былин, Врубелю (1856 - 1910) принадлежит особое место. Художник сумел проникнуть в самый строй поэтического вымысла, ему удалось придать особый философский смысл образам на ...

Исследовательская часть
Эта часть курсовой работы посвящена исследованию материалов, после проведения обжига керамики, принимая во внимание исторический аспект. Техника чернолощения заключается в проведении восстановительного или утильного обжига, избегая окисл ...

Влияние христианства на культуру Древней Руси
Как повлиял выбор христианства на русскую историю и куль­туру? В период Х-ХIII веков происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов в ...