«Перепляс»

Страница 1

«Перепляс» относится к числу русских плясок импровизационного характера и строится на соревновании исполнителей. Может быть: парный «Перепляс» — соревнование между двумя исполнителями, групповой — соревнование между двумя группами, или массовый «Перепляс», состоящий из плясок, исполняемых поочередно многими участниками.

Танец очень жизнерадостен, исполняется с задором, танцующие стремятся превзойти один другого выдумкой «колен» и мастерством исполнения.

Исполняется «Перепляс» под гармонь, на которой обычно играется веселая русская песня.

Здесь приводится массовый «Перепляс». В нем юноши и девушки поочередно выходят в круг, показывая каждый свое мастерство. Этот пример следует рассматривать как схему «Перепляса», которая на практике может видоизменяться и усложняться в зависимости от количества участников и их подготовки.

Музыкальное сопровождение: русская народная песня «Барыня». Музыкальный размер: 2/4.

Исполнители стоят полукругом, лицом к центру.

1-й—6-й такты Начинает пляску девушка, стоящая крайней слева. Весело, задорно двигается она переменным ходом № 2 по кругу против часовой стрелки. Руки постепенно поднимаются невысоко в стороны.

7-й—8-й такты. Дойдя до середины полукруга, девушка этим же движением поворачивается лицом к зрителю.

9-й—16-й такты. Девушка двигается по диагонали к крайнему юноше слева, дробным ходом № 21 «в три ножки» с притопами с правой ноги, крепко отстукивая каблуками. Корпус прямой, руки лежат на талии (положение № 1).

На счет «два» 16-го такта девушка заканчивает дробпый ход ударом всей ступни об пол, вскинув голову вверх и взглядом вызывая крайнего юношу слева выйти на танец.

17-й—20-й такты. Юноша переменным ходом № 4, начиная с правой ноги, проходит перед вызвавшей его девушкой, двигается по авансцене от левой кулисы к правой. Руки в движении №7 или просто раскрыты в стороны. Девушка, приплясывая, возвращается па свое место, на левую сторону полукруга.

21-й—24-й такты. Юноша тем же ходом № 4 двигается по кругу против часовой стрелки, лицом к исполнителям, спиной к зрителю. Дойдя до середины полукруга, он поворачивается лицом к зрителю.

25-й—30-й такты. Юноша дробным ходом № 13, лихо отбивая дробь, двигается по диагонали к крайней девушке справа. Руки лежат на талии (положение № 1).

31-й—32-й такты. Юноша делает концовку № 22 с хлопком в ладоши па счет «раз» 31-го такта, как бы вызывая крайнюю девушку справа на танец.

33-й - 40-й такты. Крайняя девушка справа боковым ходом № 9—«припадание» с правой ноги двигается по кругу по часовой стрелке, доходит до середины сцены и, повернувшись па месте вправо, останавливается лицом к зрителю. Руки во время хода раскрываются в стороны; в правой руке девушка держит платочек. Юноша переменным ходом провожает девушку и возвращается на свое место.

41-й—44-й такты. Девушка, положив руки кулачками сбоку па талию, делает «веревочку» с переступаниями (движение № 34), начиная с правой ноги.

45-й—48-й такты. Девушка боковым ходом № 9—«припадание» с правой ноги вертится на месте вправо, подняв правую руку и взмахивая платочком, левая рука лежит кулачком сбоку на талии. На счет «два» 48-го такта девушка, топнув левой ногой, останавливается лицом к зрителю и, задорно приподняв голову, взглядом вызывает на танец крайнего юношу, находящегося у правых кулис. Руки девушки лежат кулачками сбоку на талии.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Внедрение информационных технологий в деятельность музея
Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе ...

Сценическая обработка русских народных костюмов
Русская народная одежда является замечательным наследием культуры прошлого. В течение многих веков искусством неизвестных умельцев создавались народные костюмы, редкие по красоте и гармонии. Многообразные по своему покрою, они отличались ...

Значение и сущность театрализованного празднества и зрелища в средние века
Истоки театрализованных массовых зрелищ средневековья надо искать в сельских обрядах народов, пришедших на смену рабовладельческому Риму, в самом быту земледельцев. Народ, хотя и принявший христианство, еще находился под сильнейшим влияни ...