Функции библиографической информации

Статьи по культуре » Сущность библиографической информации » Функции библиографической информации

Страница 2

Оценка документа может быть выражена не прямо (великий, гениальный,… ошибочный, вредный…документ; в советских энциклопедиях, в отличие от современных справочных изданий, избегающих оценок, применялось до 60 вариантов оценок), а фактом отбора, упоминания в перечнях и другими способами. Оценка документа может быть объективной и субъективной, обшей и частной, мотивированной и немотивированной. Очевидно, что ценностно-ориентирующая функция оптимально реализуется, если описание документа сопровождается его общей, объективной и мотивированной оценкой. Однако случается, что частная оценка выделяет адекватные конкретной потребности фрагменты, стороны (стиль, структуру и др.) документа, субъективная оценка может оказаться глубокой, а объективная – банальной.

Производными функциями являются:

для поисковой:

– уточняющая (связана с установлением неизвестных побочных элементов библиографического описания);

– идентифицирующая (относится к установлению полного соответствия документа и представленных потребителем сведений о нем) и др.

для коммуникативной:

– проспективная (относится к информации о подготовленных обещанных документах и изданиях);

– предупредительная (относится к информации об ошибках в документах или об отмене их в качестве нормативных; peaлизуется в списках приписанных классику текстов якобы его произведений, указании в аннотациях частных ошибках автора) и др.

• для оценочной:

– ориентирующая (в мире библиографических источников; благодаря ей пользователи получают возможность вести библиографический поиск);

– образовательная, педагогическая (проявляется в сфере образования, самообразования и воспитания):

– заградительная (относится к информации о «ложных», запрещенных произведениях и изданиях, документах для служебной пользования; в 20-х гг. XX в. почти в каждом номере журнала «Красный библиотекарь» публиковались списки книг, не рекомендованных для приобретения библиотеками).

К дополнительным функциям библиографической информации можно отнести:

• учетную (связана с необходимостью регистрации, подсчета накопленных государством, этносом, регионом, любым хранилищем документов);

• стимулирующую (публикация сведений об утраченных либо отсутствующих документах побуждает к их разысканию, комплектованию; демонстрация по телевидению фильма, снятого по мотивам романа, вызывает спрос на него в книжных магазинах и библиотеках и уточняющие запросы, поскольку кроме названия зрители другие сведения обычно не запом! инают);

моделирующую (структурированная библиографическая информация представляет библиографическую картину мира или его фрагмента; отражая документы определенного времени, она становится своеобразным зеркалом современной политической, экономической, культурной жизни общества; в науковедении методами подсчета и анализа публикаций или библиографических ссылок выделяют научные школы и направления, ведущих ученых);

• подытоживающую (в любой области знания совокупность отражаемых библиографической информацией документов свидетельствует об уровне ее развития);

• пробельную (библиографическая информация способствует выявлению «белых пятен» в карте знания; исчезновение публикаций по какой-либо теме свидетельствует об утрате интереса к ней либо, напротив, о засекречивании исследований, как это произошло в начале Второй мировой войны со статьями но атомной тематике).

Текущие библиографические пособия выполняют функцию библиографического слежения. В наибольшей мере она присуща отраслевым пособиям, особенно реферативным. Регулярно просматривая новые выпуски этих пособий, ученые по содержанию библиографических записей устанавливают изменения тенденций и интересов науки, возникновение и усиление разработки новых проблем и угасание интереса к прежним.

Основные функции метабиблиографической информации: организация информации о библиографических пособиях, описание и моделирование библиографических ресурсов, обеспечение сложного библиографического поиска. Ее объектами служат библиографические пособия всех видов и форм.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Сущность, основные функции и предмет науки
Сегодня, на рубеже веков и тысячелетий, любому образованному человеку понятен, если не вполне ясно, то хотя бы интуитивно смысл слова «наука». Однако если заняться анализом этого смысла, то выясняется, что слово «наука» как существительн ...

Феномен "Черного квадрата"
"Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное" Агата Кристи. «Кто чувствует живопись, тот меньше видит предмет, кто видит предмет, тот меньше чувствует живописное». Казимир Малевич, & ...

Экспозиционно-выставочная деятельность музея
Экспозиции - это та сфера музейной работы, к которой тянутся все "живые и трепетные нити" музейной жизни. Школьный музей хранит бесценные богатства для того, чтобы приблизить их к живущим современникам, напомнить им о колоссальн ...