Функции библиографической информации

Статьи по культуре » Сущность библиографической информации » Функции библиографической информации

Страница 1

В библиографоведческой литературе приводятся несколько десятков наименований функций библиографии и её составляющих. Большинство авторов (М.Г. Вохрышева, В.А. Фокеев) ведут речь о функциях библиографии в целом или видов библиографии. О.П. Коршунов рассматривает функции библиографической информации, руководствуясь классификацией информационных потребностей, с удовлетворением которых связаны устанавливаемые функции библиографической информации. Он выделяет следующие: всеобщие, общезначимые, производные и дополнительные. Рассмотрим эти функции.

Всеобщие функции присущи библиографической информации в целом и любому ее фрагменту и варианту проявления. К ним относятся поисковая (эвристическая) и коммуникативная функции [5].

Поисковая функция библиографической информации прежде всего связана с удовлетворением индивидуальных информационных потребностей. Изначально грамотному человеку присуща потребность в нахождении документа, его фрагмента либо нескольких документов, которые содержат интересующую его информацию и объединены общим признаком – предметом поиска. Поиск осуществляется в нескольких вариантах в зависимости от информации, которой обладает ее потребитель и которую он стремится найти. Чаще всего он совершенно не знает документов по теме поиска, но нередко ему известны отдельные авторы либо, напротив, только заглавия документов; иногда он обладает сведениями о происхождении документов, времени их создания и другими. Цели нахождения таких документов (источников информации) достигаются в ходе поиска и в результате реализации.

Наглядно поисковую функцию можно представить, если расположить на одной линии документы (Д) и потребителя (II). Тогда взаимоотношения документа и потребителя нокажет формула: П → Д (потребитель нуждается в документах, ищет их).

Если обратиться к пяти законам библиотечной науки, сформулированным великим библиотековедом XX в. Шриали Ранганатаном, то можно сказать, что поисковая функция воплощает закон «каждому читателю – его книгу». Руководствуясь поисковой функцией, библиографы готовят такую библиографическую информацию, которая всемерно способствует нахождению документов либо их фрагментов.

Коммуникативная функция библиографической информации дает стремление довести до потребителей сведения о потенциально полезных для них документах. Она связана (с удовлетворением общих, групповых и индивидуальных объективно существующих информационных потребностей, со стремлением органов управления, социальных групп донести до населения информацию о полезных и необходимых, по их мнению, документах. Относительно данной функции взаимоотношение документа и потребителя показывает формула: Д → П. Здесь действует другой сформулированный Ранганатаном закон: «Каждой книге – ее читателя».

Размышляя о соотношении коммуникативной и поисковой функций, можно вспомнить поговорку: «Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе». Когда человек нуждается в информации, он в роли Магомета обращается к огромному объему разнообразной библиографической информации (горе) в надежде найти искомое. Действует поисковая функция. Нои библиографы не ждут, когда случайно будут затребованы богатства библиографической информации. Они активно их раскрывают и пропагандируют потенциальным потребителям (горе). Действует коммуникативная функция.

Обе всеобщие функции библиографической информации по существу равнозначны и взаимосвязаны. Поиск документов невозможен без наличия библиографической информации, которая сама по себе всегда реально либо потенциально сообщает о существовании объектов библиографического отражения.

Общезначимой является ценностно-ориентирующая функция библиографической информации. Существует множество ситуаций, когда потребители нуждаются в оценке документов, ориентации в массе документов. В отличие от персонажа «Мертвых душ» Петрушки, которому было безразлично что читать, потребители, как правило, стремятся приобретать, читать, использовать лучшие по качеству документы и, напротив, не тратить время на знакомство с пустыми, глупыми, плохо исполненными и т.п. Ценностно-ориентирующая функция присуща главным образом рекомендательной библиографии, которая активно стремится довести до общества информацию о позитивно оцениваемых произведениях и изданиях. Она отчасти проявляется в книготорговой рекламе, которая, однако, редко бывает объективной, поскольку прежде всего служит цели сбыта книги как товара. Существует и антиреклама, обозначающая плохие, худшие издания. Ценностно-ориентирующая функция не является всеобщей, поскольку, выполняя коммуникативную функцию, библиографическая служба обычно информирует о новых документах безотносительно их качества. Не руководствуются качественными критериями составители библиотечных каталогов. Ученые и специалисты часто стремятся собрать все документы, особенно по новым направлениям и темам.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Проблема возрождения христианской духовности в современной России
Возрождение христианской духовности должно ослабить роли политического элемента в церкви. И этим должна раскрыться возможность нового и одухотворенного социального творчества в христианстве. Мы вступаем в совершенно новую эпоху и совсем п ...

Художественный промысел. Резьба по дереву
Абрамцево-кудринская резьба - художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево. Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очере ...

Португалия
Старинный национальный цвет страны – зеленый, который по одним источникам происходит от геральдического цвета принца Генриха Мореплавателя, а по другим – от духовно рыцарских традиций. Красный цвет появился на флаге страны после свержения ...