Первые шаги французских культурных центров в России

Страница 2

Петербургскому Обществу «Альянс Франсез» не очень повезло и в другом отношении: не только его начинания уступали деятельности московского Альянса, но и память о них не устояла перед временем. Однако не может бесследно исчезнуть общество, создаваемое на протяжении нескольких лет трудом множества людей.

10 марта 1906 г. французский гражданин Базиль Берстен, 25 лет проживающий в Петербурге, представил проект устава Общества «Alliance Francaise» Министру внутренних дел Российской империи.

Целью Альянс Франсез было распространение французского языка в России, хотя в петербургском варианте и указывалось, что район действия Общества - только Санкт-Петербург. Что соответствовало действительности: в абсолютном большинстве своем основатели секций Альянса в провинции представляли московский Альянс, что позволяло последнему говорить о существовании двух с лишним десятков своих филиалов в России. Ни политических, ни религиозных вопросов петербургское и московское Общества не касались.

Основной вид деятельности Альянс Франсез в Петербурге - организация лекций по французской литературе. В то время как москвичи собирались развернуть свою деятельность гораздо шире: поощрять учеников и учениц учебных заведений в России, оказавших особенно хорошие познания во французском языке, по окончании ими курса в виде наград, медалей со свидетельством, пособий для учения, и поездок во Францию и т.п. Московское Общество готово было добиваться у издателей и книгопродавцов скидок на французские издания для членов Общества, создавать для них библиотеки французской литературы, организовывать лекции на французском языке, театральные представления и вечера декламации, выпускать или поддерживать выпуск публикаций, которые способствуют распространению французского языка в России, помогать в организации поездок членов Общества во Францию (особенно для продолжения учебы). Наконец, Общество могло приобретать недвижимость.

Членами петербургского Альянса могли быть лица обоего пола, без различия национальности (и тем более без сословных ограничений). Это кажется нам вполне естественным сегодня, но было далеко не так очевидно в начале прошлого века.

К сожалению, списки членов Общества не сохранились. Чтобы войти в Общество, нужно было лишь уплатить годовой членский взнос, 10 рублей. Чтобы стать пожизненным членом, в Петербурге нужно было уплатить 100 рублей, а выложившие 300 целковых объявлялись «благотворителями) (в Москве соответственно 2 рубля 50 копеек, 50 и 100 рублей). Эти положения позже в Петербурге изменились и взнос существенно снизился.

Один раз в год созывались Собрания, на которых выбирались Председатель, Правление, Почетные Члены, Казначей. О дне и месте Собрания (именно Собрания, а не Ассамблеи, как это принято называть в Обществе сегодня) заблаговременно извещался градоначальник Петербурга.

Правление (в составе 12 членов и 3 кандидатов) собиралось ежемесячно для ведения текущих дел Общества. Решение о прекращении деятельности организации могло быть принято только большинством в две трети голосов Чрезвычайного Общего Собрания. После уничтожения Общества, все его средства должны были бы перейти к «Alliance Francaise» в Париже, на бульваре Сен-Жермен, дом 186. Однако де-юре Альянс Франсез в Санкт-Петербурге и не прекращал своего существования, хотя де-факто, перерыв в его деятельности затянулся на более чем семь десятков лет.

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Нравственные основы формирования экологической культуры личности
Как уже отмечалось выше, развитие научно-технического процесса привело людей к нарушению ими той критической грани в отношении общества к природе, когда это отношение ухудшает, а в перспективе может и полностью уничтожить природные услови ...

Художник мироздания
Вопрос, заданный накануне первой мировой войны Францем Марком, одним из наиболее ярких и глубоких мастеров немецкого экспрессионизма, другом и соратником Василия Кандинского по объединению "Синий всадник", так и не получил ответ ...

Гоголь Н.В. и его статья по поводу картины «Последний день Помпеи»
В Петербурге появление «Последнего дня Помпеи» вызвало горячий отклик у всех передовых людей России. Н.В. Гоголь в августе 1834 года в «Арабесках» напечатал глубокую по мысли статью, трактующую картину Брюллова как великое явление в разв ...