Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов РФ, среди которых ведущая роль отводится Закону РФ от 9 октября 1992 г. №3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.
Действующее законодательно в сфере культуры предусматривает, что государство берет на себя обязательства по обеспечению доступности для граждан культурной деятельности, культурных ценностей и благ, с этой целью государство намеревается:
Ø осуществлять бюджетное финансирование государственных и в необходимых случаях негосударственных организаций культуры;
Ø стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти цели;
Ø устанавливать особый порядок налогообложения некоммерческих организаций культуры;
Ø способствовать развитию благотворительности в области культуры;
Ø осуществлять поддержку малообеспеченных граждан.
В зависимости от собственника учреждения культуры могут быть государственными, муниципальными, негосударственными, со смешанной формой собственности. Государственные и муниципальные учреждения создаются учредителем (учредителями), регистрируют свои уставы и оформляют договорные обязательства сторон с указанием порядка пользования материальных финансовых ресурсов. При финансировании учреждений по установленным нормативам право на получение дополнительных источников финансирования не ограничиваются. Необходимо заметить, что в отличие от образования по учреждениям культуры правительством РФ не утверждались типовые положения, регламентирующие порядок их деятельности и финансирование. В то же время бюджетное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры в Российской Федераций. В настоящее время известно несколько предложений по расчету сумм средств, необходимых для этих целей:
Ø исходя из нормы бюджетного финансирования на человека и численности населения;
Ø на основе процента от суммы национального дохода, создаваемого в регионе;
Ø на основе заданного процента от общей суммы расходов бюджета.
В Федеральном законе об основах законодательства РФ по культуре принят именно этот подход. Указано, что на культуру должно направляться не менее 2% от федерального бюджета и 6% от территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.
В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти не выполняют требований законодательства из-за дефицитности бюджетов. Методы определения общественно необходимых затрат (бюджетных ассигнований) основаны на том, что финансируется не культурная деятельность как таковая, а конкретные организации (учреждения) культуры. Бюджетные средства выделяются тем учреждениям, которые не ориентированы на коммерческие формы деятельности, хотя и используют рыночные элементы хозяйствования.
Как и в других областях социальной значимости, в отношении бюджетных учреждений культуры применяется жесткая регламентация и детализация текущих расходов.
В таблице 1. представлена группировка экономической структуры расходов, финансируемых за счет бюджетных средств по отрасли “культура”.
Табл. 1
Наименование |
Государственные |
Негосударственная сеть учреждений и организаций | |
учреждения |
организации | ||
1.Текущая деятельность 1.1финансирование в разрезе экономических статей |
+ |
- |
- |
1.2финансирование в форме субсидий |
- |
+ |
+ |
2. Реализация региональных и федеральных целевых программ |
+ |
+ |
+ |
3. Финансовая поддержка особо ценных объектов культурного наследия народов РФ (федеральный и региональный бюджет) |
+ |
+ |
- |
4. Проведение фестивалей, конкурсов и других мероприятий за счет средств: 4.1государственного, регионального и местного значения |
+ |
+ |
+ |
5. Государственные инвестиции на: 5.1 оборудование |
+ |
+ |
- |
5.2 капитальный ремонт и реставрацию объектов культуры |
+ |
+ |
- |
5.3 новое строительство |
+ |
+ |
- |
Другая информация:
«Свой среди чужих, чужой среди своих» - феномен Никиты Михалкова
«Свой среди чужих, чужой среди своих» — кинофильм, снятый по повести Э. Я. Володарского «Красное золото», был представителем жанра «истерн» (И́стерн (англ. Ostern, Eastern, Red Western) — вестерны, создававшиеся в Советском Союзе и с ...
Творчество Сальвадора Дали
Сюрреалисты, и прежде всего Сальвадор Дали, обращаются к сложнейшим, загадочным явлениям, пытаясь привыкнуть к миру тайн человека и природы. Они изображают неживой мир, его предметы как живые и подчинившие себе человека. Сальвадор Дали ка ...
Роль выставки в жизни музея
Как и всякое явление, концепция музейной коммуникации постоянно меняется в зависимости от перемен, происходящих в обществе и в научном познании. В конце XX в., в период глобализации, мировое сообщество вышло на такой сложный период свое ...
Меню сайта