Феномен шрамирования и его репрезентация в искусстве как особые интимные отношения с телом

Статьи по культуре » Феномен шрамирования и его репрезентация в искусстве как особые интимные отношения с телом

Страница 5

Сейчас мне хотелось бы обратиться к моменту, когда это личное переходит в общественное, т.е. когда художники (в широком смысле) прибегают к использованию тела в качестве рабочего материала. В рассказе Анны Воронцовой «Изнанка тела» описан случай встречи девушки, всячески экспериментирующей с телом (в виде пирсинга, татуировок и скарринга), с молодым фотографом, который снимает свои порезы на фотоаппарат и делает выставки. Они «находят друг друга», и девушка становится его возлюбленной и моделью. В данном случае порезы рассматриваются не как выход из психологического ступора, а как предмет искусства, обладающий собственной эстетикой красоты. Сьюзен Зонтаг описывает соотношение прекрасного и ужасного в своей книге так: «Образ должен привести зрителя в ужас, и вот в этой-то terribilite и будет крыться влекущая сила красоты. То, что вид кровавой битвы может казаться прекрасным, - в высшем, ужасающем или трагическом понимании прекрасного, - является общим моментом в изображении войны художниками. Но эта мысль не так очевидна, когда дело касается образов, заснятых на камеру: находить красоту в фотоизображениях войны кажется нам бессердечным. Тем не менее, опустошенный и разоренный пейзаж остается пейзажем. В руинах есть своя красота». Так и в руинах тела, в которые превращает художник свое тело, есть определенная для нее/него красота.

На мой взгляд, нанесение порезов валидно лишь на стадии общения с самим собой. Как только появляется другой, скарификация переходит в другое измерение, она что-то теряет, и это что-то, возможно, чувство интимности с самим(мой) собой. В «Секретарше» мистер Грей запретил Ли резать себя, но взамен он предложил ей нечто другое - садистские действия по отношению к ней, которые пришлись ей по душе, и порезы получили субституцию в виде шлепков, связываний и телесных измождений. Ее страсть перешла на другой уровень (мазохистской любви) и, как мне кажется, более приемлемый в обществе, чем саморезание. Садомазохистские отношения общество не называет нормальными, однако оно их признает и в клинику за это не сажает, в то время как человек, режущий себя, воспринимается как психически нездоровый. Если только он(она) не делает это а рамках искусства. В рассказе «Изнанка тела А, Воронцовой меняется личное восприятие процесса резания, когда героиня думает подобное: «Иногда мне в голову приходила совсем дикая мысль: вот он нашел во мне модель для своих кровавых фотографий и теперь режет и кромсает меня, как хочет. Ему не нужно делать это с собой. Терпеть эту боль. Но потом я ругала себя за такие мысли*". Возможно, героиня, обретя взаимопонимание, и вовсе могла бы отказаться от идеи резать себя дальше, для нее новым уровнем стала любовь к человеку, которого она понимала как никто другой. В искусстве же сохраняется интимность со своим телом, так как авторство принадлежит художнику даже при наличии ассистентов. Такая репрезентация своих идей в искусстве считается брутальной, экстремальной, однако она привлекает публику и о ней говорят, причем как об искусстве, а не отклонении, творческая личность в данном случае имеет право на «чудаковатость* и поэтому при виде режущих себя перформеров никто не вызывает психологическую помощь. Раньше аскетизм не вызывал таких негативных реакций. Он совершался во имя Бога, следовательно, носил благородные цели. Недаром Лакан замечает, что, «бичуя себя, аскет делает это для третьего лица». Современным художникам также необходим третий, который воплощал бы взгляд другого, т.е. зритель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Разновидности научного стиля
Научный стиль отличается единством норм отбора и использования языковых средств. Научный стиль функционирует преимущественно в письменной форме. Но при этом есть и такие его разновидности, как устный доклад, беседа, публичное выступление ...

Михайло-Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь
На территории Майкопско - Адыгейской епархии расположен единственный в Адыгее монастырь, имеющий вековую историю – Михайло - Афонская Закубанская общежительная мужская пустынь. История святой обители началась в XIX в. После окончания длит ...

Социальная регуляция поведения в Японии
Особенности японского образа жизни во многом открываются через понимание регуляции поведения, сложившейся в японской культуре. Религиозная традиция нам ключ к пониманию многих сторон действительности. В системе религиозных доктрин в Япон ...