Форма библиографической информации

Статьи по культуре » Сущность библиографической информации » Форма библиографической информации

Страница 3

В целом всю массу библиографической информации можно разделить на две части: организованную и рассеянную. Организованная часть реализована в виде библиографических пособий: списков, указателей и обзоров, библиотечных каталогов и библиографических картотек, баз данных. Наиболее ценные, актуальные пособия сосредоточены в составе справочно-библиографического аппарата (СБА) библиотек. Они служат объектом описания, систематизации, измерения и в определенной мере – управления. Рассеянная библиографическая информация представляет собою единичные библиографические сведения (упоминания документов, рекламные сообщения) или библиографические ссылки на документы в контексте небиблиографических произведений. Ссылки могут состоять из набора данных, достаточных для точного поиска конкретного документа, но очень часто и они нуждаются и уточнении и дополнении.

Библиографическую информацию систематизируют также в зависимости от состава образующих ее библиографических описаний. По данному признаку библиографическая информация может быть достаточно полной и усеченной. Достаточно полной информации присуще наличие идентификационного минимума, то есть такого набора библиографических сведений о документе, который отличает его от других документов и позволяет найти без дополнительных разысканий. В усеченной информации, напротив, могут отсутствовать данные, без которых невозможно отличить документ от похожих на него (совпадают заглавия или распространенные фамилии авторов, подзаголовки и другие элементы описания), установить его читательское назначение, объем и другие существенные данные. Нередко в этих сообщениях не приводятся количественные характеристики. Например, они, как правило, отсутствуют в пристатейных списках в энциклопедиях. Тогда, заказывая книгу в библиотеке, не знаешь, что тебе принесут: тонкую брошюру или гроссбух в тысячу страниц.

В зависимости от форм сохранения и передачи библиографическую информацию принято делить на устную и письменную. Устная информация хранится в личной памяти и передается по каналам межличностного общения и аудиторным, аудиовизуальными СМИ (по радио и телевидению). Эта библиографическая информация функционирует очень широко, повседневно. Но она, как правило, неполна и порождает множество ошибок, поскольку устное слово обычно произносится быстро, часто нечетко, не повторяется.

Организованную библиографическую информацию систематизируют аналогично выделению видов библиографии и библиографических пособий, если совпадают их определяющие признаки. Анализируя пособия, можно вероятно отнести их к научно-вспомогательной, профессионально-вспомогательной, рекомендательной, персональной, территориальной и другим видам библиографической информации, в том числе метабиблиографической. Но классификация библиографической информации богаче видов библиографии. Спорно выделение рекламной библиографии, бесспорно существование рекламной библиографической информации.

В зафиксированном виде библиографическая информация существует как поток или массив. Понятие «поток библиографической информации», в отличие от физического потока жидкости или сыпучего вещества, весьма относительно. Буквально его воплощают последние к настоящему времени выпуски текущих библиографических пособий. Прошлые выпуски же этих пособий представляют «застывший поток», то есть алогизм. «Массив библиографической информации» – понятие чисто теоретическое, без конкретной реальности.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Значение понятия «традиция»
В бытовой разговорной речи слово «традиция» употребляется в одном ряду с «обычаем», «ритуалом», «обрядом» и т.п. Здесь традиция – то, что принято людьми с незапамятных времен и устойчиво повторяется, воспроизводится в потоке времени. Подр ...

Исторические предпосылки возникновения феномена Айвазовского
Первая половина XIX века – время расцвета русской художественной культуры, получившей мировое признание. В этот период были созданы величайшие по своему значению произведения литературы (А.С.Пушкин, А.С.Грибоедов, И.А.Крылов, Н.В.Гоголь, ...

Система технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе
Одной из важнейших целей системы технологического образования в воспитании технологической культуры в учебном процессе является воспитание потребности в овладении ими системой научных знаний. На основе научного знания рождаются новые техн ...