Анализ усадебной культуры Симбирска

Статьи по культуре » Усадебная культура Симбирска » Анализ усадебной культуры Симбирска

Страница 1

Музей городского быта "Симбирск конца ХIХ - начала ХХ века" - один из 10 музеев Государственного историко-мемориального заповедника "Родина В.И. Ленина". Он открыт в декабре 1999 года и находится на улице Ленина, бывшей Московской. Улица Московская была одной из четырех благоустроенных улиц города. В этой части улицы преобладали усадьбы горожан среднего достатка. Наш музей находится на бывшей усадьбе священника Ивана Андреевича Анаксагорова.

Иван Андреевич Анаксагоров родился в 1829 году, в 1852 окончил Симбирскую духовную семинарию, был "рукоположен" в священники и 17 лет провел в селах Сенгилеевского и Сызранского уездов. С 10 февраля 1869 года И.А. Анаксагоров - протоиерей Симбирского Троицкого кафедрального собора. В этом же году, в апреле, он покупает у штабс-капитанши Юлии Павловны Самойловой усадьбу на Московской улице. В 1875 году становится ключарем Троицкого собора, т.е. получает вторую по значимости должность в храме. Жена Ивана Андреевича Анаксагорова - Мария Павловна. В семье Анаксагоровых было семь детей (3 сына и 4 дочери). Сыновья Ивана Андреевича пошли по стопам отца и стали священниками, а дочери вышли замуж за священников. После смерти хозяина усадьбы наследником усадьбы становится второй сын Петр (1863 г.р.). После смерти Петра Ивановича в 1900 году усадьбу унаследовала его дочь Серафима Петровна. Она прожила на усадьбе до 1961 года. Их дочь Александра последней из Анаксагоровых покинула усадьбу в 1986 году.

Несколько домов у сада - типичная постройка губернского города 19 века. Застройка была в основном деревянная. На данной усадьбе находятся: большой дом с мезонином, в нем жила семья священника, а также два флигеля - один во дворе, другой окнами на улицу, и надворные постройки, частично сохранившиеся и воссозданные по чертежам, рисункам, фотографиям: летняя кухня, баня, каретный сарай, макет колодца, беседка. На усадьбе имелся сад, в котором росли яблони, вишня, смородина. Был также огород и цветники. Музей находится в одном из флигелей и представляет обобщенный образ жилого дома горожан среднего достатка. Коллекции русского фарфора, осветительных приборов и мебели, костюма стиля модерн представлены в интерьерах спальни, буфетной, столовой и гостиной. Здесь нет экспонатов под стеклом, поэтому возможно погружение в атмосферу прошлого, можно почувствовать себя гостем в доме обеспеченного, но небогатого симбирянина.

Улица Московская была одной из четырех благоустроенных улиц города Симбирска наряду с Дворцовой (К. Маркса), Большой Саратовской (Гончарова), Покровской (Л. Толстого). В понятие "благоустройство" входило: шоссированная, выложенная камнем, проезжая часть, деревянные тротуары, керосиновое, а позже газовое освещение.

Улица Московская была достаточно протяженной. В нижней части улицы, ближе к Свияге, жили ремесленники и мещане в домах на одну - две комнаты; в верхней, ближе к театру, в двухэтажных каменных домах жили люди состоятельные, а в этой части улицы преобладали усадьбы горожан среднего достатка. Флигели обычно сдавались внаем отставным военным, чиновникам, врачам, учителям. Семья Ульяновых снимала квартиру в этом доме в 1876 - 1877 годах.

Усадебная застройка предполагала расположение на усадьбе жилых и хозяйственных строений. Часть строений на территории усадьбы сохранилась, а часть восстановлена. На фотографии баня и каретный сарай.

В кухне посетители знакомятся с традициями русского чаепития, пьют чая из угольного самовара, а также здесь проводятся различные праздники (на фото - "День рождения Домового").

Макет колодца выполнен по акварельному рисунку симбирского художника Дмитрия Архангельского.

В спальной кровать орехового дерева, ширма и бамбуковый гарнитур, швейная машина марки "Зингер", комод с зеркалом в резной раме, шкатулки, пудреницы, гребни, щипцы для завивки волос. Вещи рассказывают о занятиях хозяйки комнаты, фотографии на стене помогают представить облик горожанки.

В традициях городского дома было принято размещать кухни во дворе или в пристрое, а в этой комнате хранили продукты в небольшом количестве. В буфетной можно увидеть коробки из-под чая и печенья, бутылки из-под наливок и минеральной воды, а также самовар, кофейный набор на сервировочном столике и давно забытый предмет - мухоловку. На переносной кабинетной печке можно было подогреть чайник или небольшой калильный утюжок.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Человек в мире технологической культуры
Для большинства людей ежедневная однообразная деятельность, направленная на добывание «хлеба насущного» - это тяжелая, неприятная часть жизни, разрушающая ум и личность. Там, где методы, допускающие практическое усвоение и входящие в саму ...

Особенности развития украинской культуры в XIX веке
В конце XVIII в. вследствие политики российского царизма была окончательно ликвидирована автономия Украины. Несмотря на неблагоприятные условия, творческий процесс на украинской земле не на миг не останавливался. Это нашло свое проявление ...

Леонардо да Винчи
Творчество Леонардо да Винчи (1452—1519), его гениальные находки являются связующим звеном между ранним и Высоким Возрождением и глубоко симптоматично, что он, как никто другой, оказался во всеоружии высших достижений материальной и духов ...