Украинская культура XIV – первой половины XVII вв

Статьи по культуре » Украинская культура: становление и развитие » Украинская культура XIV – первой половины XVII вв

Страница 1

В XIV в. большая часть украинских земель вошла в состав Великого княжества Литовского. Украина объединяется с Литвой в одно государство как равная с равной. Украинские, белорусские и частично российские земли составляли 9/10 общей площади княжества.

Население украинских земель не препятствовало литовским князьям, которые придерживались на захваченных землях правила: "Мы старину не разрушаем и новшеств не вводим". Местные русские феодалы сохранили свои владения, а русские земли – автономию. Русичи занимали в государстве равное положение с литовцами; основой литовского судопроизводства стала "Русская правда". Русский (украинский) язык получил статус официального, которым велась официальная документация, составление грамот и законов, обучение в школах, отправлялась служба в церкви.

Культурные традиции Киевской Руси дали толчок становлению образовательных и культурных процессов в Литовском княжестве.

Книгопечатание. Основателем книгопечатания в России и Украине стал Иван Федоров (1519 – 1583). Свою деятельность начал в Москве вместе с Петром Мстиславцем в 1563 г. В 1566 г. они переехали в Украину. Свою деятельность они начали в Заблудове, в поместье гетмана княжества Литовского Г. Ходкевича. Здесь напечатано "Учительное Евангелие". После отъезда П. Мстиславца в Вильно И. Федоров уже один выпустил "Псалтырь" с "Часословом". Из Заблудова он переезжает во Львов и в 1573 г. открывает первую в Украине типографию, где в 1574 г. выходит "Апостол".

В этом же году выходит "Азбука" - первая украинская грамматика. Еще одна типография И. Федорова начала действовать в Остроге (1578 г.), где была выпущена "Острожская Библия". Это один из значительных памятников культуры славянского народа.

Архитектура. Постоянная угроза нападения врагов и борьба против различных завоевателей обусловили своеобразный архитектурный тип – дом–крепость, который впоследствии перерос в крепость-замок. Для оборонных целей использовались также хозяйственные постройки и церкви. Оборонные сооружения возводились из местных и привозных материалов, в основном из дерева и камня. Крепости строили местные мастера, которые учитывали рельеф местности. Ярким примером феодального замка можно назвать Хотынскую крепость: 30/40-метровые башни, которые имели толщину стен – 5 – 6 метров. Фасад замка декорирован орнаментом из красного кирпича, что напоминает народную вышивку.

После освобождения от татаро-монгольской зависимости начинается активное сооружение церквей и монастырей. Так, во Львове перестраивается армянская церковь и возводится собор святого Юра, в Луцке – собор Ивана Богослова.

Территория Украины охватывает разные природные регионы, каждый из которых имеет определенные особенности. Это обусловило поиски мастерами архитектурных стилевых признаков, характерных для определенной местности. Определяются два больших направления: одно продолжает традиции каменного строительства XII – XIII вв., другое опирается на опыт развития народной деревянной архитектуры. Но в обоих прослеживаются стилевые особенности оборонных сооружений – узкие окна-бойницы, оборонные башни. Яркие примеры – украинская церковь в Зимно, Троицкая церковь в Межречье, около Острога, церковь-крепость в Суткивцах.

Для архитектурных сооружений этого периода характерно существенное влияние Молдавии и стран Балканского полуострова, особенно в прикарпатских районах.

В архитектуре середины XVI в. происходят существенные изменения. Исчезают оборонные черты, постройки преобразовываются в обыкновенные жилые замки. Это характерно не только для внешних форм. Изменяется комплекс в целом: замки в Бережанах, Остроге, Каменец-Подольском и др. Обогащение феодалов дает им возможность сооружать замки с просторными дворами для рыцарских турниров, роскошными залами для приема гостей и организации балов.

С принятием Магдебургского права в Украине началась застройка городов по европейским образцам.

Усиливается интерес к старине. Обновляются старые храмы. Так, П. Могила отстраивает храм Спаса на Берестове. Попытка приблизить образы святых к своим соотечественникам становится нормальным явлением. Эта эпоха в украинском искусстве впитала гуманистические идеи. Человек становится ведущей темой искусства, а реализм – главным качеством.

Иконопись. В XIV – XV вв. в Европе формируются гуманистические тенденции, которые существенно изменяют мировоззрение людей. Украина активно реагирует на эти изменения, заимствует приобретенный соседями опыт. Формируется украинская, своеобразная школа иконописи. Для нее характерны стройные, пропорционально сложенные фигуры в смелых и вольных позах, с ярко выраженным украинским этническим типом. Сюжеты приближаются к народным росписям в домах. Расширяется тематика сюжетов: появляются темы страшного суда, сатирические трактовки. Под влиянием народного творчества в иконописи менее заметен аскетизм, образы святых становятся теплыми, человечными. Палитра светлеет. Популярными становятся святой Георгий, Николай Чудотворец, Параскева Пятница и Богоматерь с ребенком.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

«Перепляс»
«Перепляс» относится к числу русских плясок импровизационного характера и строится на соревновании исполнителей. Может быть: парный «Перепляс» — соревнование между двумя исполнителями, групповой — соревнование между двумя группами, или м ...

Основные движения экзерсиса
Вначале все упражнения экзерсиса исполняются в медленном темпе, в так называемом «чистом виде» или в простых комбинациях. Сначала корпус и руки находятся в статическом положении, работают только ноги, затем добавляются port de bras, и по ...

Образ лошади в модернестском направлении на примере картины «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина
Использование образа лошади в современном искусстве рассмотрим на примере полотна Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Это самая известная картина художника, написанная в 1912 году, стала этапной для художника и принесла ему м ...