Период «молчания»

Страница 1

После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание». Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех предшествующих творческих исканий художника. Но если раньше лучшие его произведения, наполненные огромным чувством жизни, становились подлинным апофеозом природы, то теперь Куинджи все чаще и чаще увлекается передачей внешних световых эффектов. Но не стоит полагать, что Куинджи утратил интерес к содержанию своего искусства и видел смысл лишь в поисках новых свето-цветовых решений. В произведениях, созданных в этот период чаще всего запечатлены грандиозные, ярковыраженные явления природы, которые покоряли живописца своей стихийностью и величием. Он любил писать пламенеющие закаты, степи, Днепр, туманные морские пейзажи. Куинджи проводит много времени в родных местах в поисках сюжета. Делает множество эскизов с натуры и дорабатывает предыдущие работы.

В 1901 году на свет появилась картина «Вечер на Украине», которую художник представил в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием «Вечер». Строго говоря полотно следует датировать 1878-1901 годами. Картина является ярким примером «сонцепоклонничества» Куинджи, проявленное в последствие в его серии красных закатов. Эскиз Львовского художественного музея залит малиновым светом. Краски горят на белых стенах украинских хат. Декоративный эффект в «Вечере на Украине» еще более форсирован. В доработанной картине появились дополнительные цвета которые еще сильнее заливают светом пространство. Но, не смотря на эффект горения, картине присуще спокойствие, некая зачарованность. Чтобы акцентировать эффект яркого освещения и истомленного замирания воздушной атмосферы, художник отбросил деталировку. Купы деревьев обобщены в тяжелые массы. Хаты так же не прописаны детально. В пейзаже выделяется чистота родной деревни, освещенной божественным светом, как нечто сакральное. Священное для самого художника, испытывающего трепетные ностальгические чувства к этим склонам и маленьким хаткам.

К числу картин написанных в период «молчания» относится и пейзаж «Ночное» 1908 года, в котором выбранный художником мотив снова возвращает нас к приднепровским просторам. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В данной картине воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Куинджи передал ту тишину, которой наполнена природа в предрассветный час. Мягкий золотистый свет зари освещает небо, дали, реку, благодаря чему затененный передний план кажется еще более глубоким. Глаз зрителя легко устремляется к открытым просторам степей, манящим свое ночной прохладой. На фоне светлеющего неба выступают темные силуэты коней, пасущихся в степи. Такая детальность вновь делает акцент на величии и бесконечности просторов. Легкий серп луны сияет на небе, озаряя его своим светом и отражаясь в зеркальной глади великого Днепра. Рерих в своих воспоминаниях писал: «Прекрасную победу одерживал Куинджи, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звезд .»

Форма уподобления древесных крон облакам - сущностный прием, употребляемый художником во многих композициях «молчаливого» периода. Куинджи вывел «формулу» дерева. Этот обобщенный тип дерева прошел по многим его работам. Неизменной величиной включен он в картину «Дубы», увидевшую свет 1905 году. Формула эта представляет словно клубящееся облако, причудливой конфигурацией. Художник проводит, таким образом, знак равенства между конкретно-земными и условно-небесными формами. В этой картине клубящееся облако, составленное из крон дубов в центре композиции, монументально и значительно. Обобщенность крон, отороченных контражуром, вносит элемент романтического преображения. Рождается образ роскошной природы, мощной силами земли, реальной и в то же время созданный авторским вымыслом. А изображение против света придает огромное кроне дуба орнаментальную силуэтность и уплощает ее, подобно барельефу. Однако такое изображение дубов не нарушает границ реалистичности и перед нами все та же природа Крыма. Огромный дуб, как символ силы и величия, композиционно расположенный практически в центре картины. Этим приемом Куинджи вновь показывает насколько окружающая человека природа грандиозна.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Значение массовой культуры
Массовую культуру однозначно оценить сложно. Дело в том, что, как и всякая другая, массовая культура неоднородна. Продукция, построенная по пресловутому принципу "два притопа, три прихлопа", соседствуют здесь с вполне достойным ...

Новое поколение писателей 40-50гг
В 40-50-е годы 19 века в русскую литературу пришло новое поколение писателей. Это И.С. Тургенев, И.А.Гончаров, Ф. И Тютчев и другие, которые также следовали этому идеалу и стремились реализовать его различными художественными приемами. ...

Культура и искусство
Разнообразные культурные события находят свое блестящее воплощение на Коста дель Соль. Музыка является важной частью всех мероприятий, где зачастую можно насладиться живыми представлениями самых известных артистов. Знамениты Фестивали Фла ...