Период «молчания»

Страница 1

После выставки 1882 года в творчестве Архипа Ивановича Куинджи начался период под названием «молчание». Он не выставлялся, но, как стало известно позже, продолжал работать. Данный период не является чем-то совершенно отличным от всех предшествующих творческих исканий художника. Но если раньше лучшие его произведения, наполненные огромным чувством жизни, становились подлинным апофеозом природы, то теперь Куинджи все чаще и чаще увлекается передачей внешних световых эффектов. Но не стоит полагать, что Куинджи утратил интерес к содержанию своего искусства и видел смысл лишь в поисках новых свето-цветовых решений. В произведениях, созданных в этот период чаще всего запечатлены грандиозные, ярковыраженные явления природы, которые покоряли живописца своей стихийностью и величием. Он любил писать пламенеющие закаты, степи, Днепр, туманные морские пейзажи. Куинджи проводит много времени в родных местах в поисках сюжета. Делает множество эскизов с натуры и дорабатывает предыдущие работы.

В 1901 году на свет появилась картина «Вечер на Украине», которую художник представил в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием «Вечер». Строго говоря полотно следует датировать 1878-1901 годами. Картина является ярким примером «сонцепоклонничества» Куинджи, проявленное в последствие в его серии красных закатов. Эскиз Львовского художественного музея залит малиновым светом. Краски горят на белых стенах украинских хат. Декоративный эффект в «Вечере на Украине» еще более форсирован. В доработанной картине появились дополнительные цвета которые еще сильнее заливают светом пространство. Но, не смотря на эффект горения, картине присуще спокойствие, некая зачарованность. Чтобы акцентировать эффект яркого освещения и истомленного замирания воздушной атмосферы, художник отбросил деталировку. Купы деревьев обобщены в тяжелые массы. Хаты так же не прописаны детально. В пейзаже выделяется чистота родной деревни, освещенной божественным светом, как нечто сакральное. Священное для самого художника, испытывающего трепетные ностальгические чувства к этим склонам и маленьким хаткам.

К числу картин написанных в период «молчания» относится и пейзаж «Ночное» 1908 года, в котором выбранный художником мотив снова возвращает нас к приднепровским просторам. Глубоко поэтичное восприятие природы словно сомкнулось с романтической тенденцией, породив произведение со сложной романтико-реалистической структурой образа. В данной картине воплотились воспоминания детства и пристрастие к созерцанию неба. Элегичность, лирическая грусть заставляют минорно звучать бледные краски горизонта, томительно светиться гладь реки. Куинджи передал ту тишину, которой наполнена природа в предрассветный час. Мягкий золотистый свет зари освещает небо, дали, реку, благодаря чему затененный передний план кажется еще более глубоким. Глаз зрителя легко устремляется к открытым просторам степей, манящим свое ночной прохладой. На фоне светлеющего неба выступают темные силуэты коней, пасущихся в степи. Такая детальность вновь делает акцент на величии и бесконечности просторов. Легкий серп луны сияет на небе, озаряя его своим светом и отражаясь в зеркальной глади великого Днепра. Рерих в своих воспоминаниях писал: «Прекрасную победу одерживал Куинджи, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звезд .»

Форма уподобления древесных крон облакам - сущностный прием, употребляемый художником во многих композициях «молчаливого» периода. Куинджи вывел «формулу» дерева. Этот обобщенный тип дерева прошел по многим его работам. Неизменной величиной включен он в картину «Дубы», увидевшую свет 1905 году. Формула эта представляет словно клубящееся облако, причудливой конфигурацией. Художник проводит, таким образом, знак равенства между конкретно-земными и условно-небесными формами. В этой картине клубящееся облако, составленное из крон дубов в центре композиции, монументально и значительно. Обобщенность крон, отороченных контражуром, вносит элемент романтического преображения. Рождается образ роскошной природы, мощной силами земли, реальной и в то же время созданный авторским вымыслом. А изображение против света придает огромное кроне дуба орнаментальную силуэтность и уплощает ее, подобно барельефу. Однако такое изображение дубов не нарушает границ реалистичности и перед нами все та же природа Крыма. Огромный дуб, как символ силы и величия, композиционно расположенный практически в центре картины. Этим приемом Куинджи вновь показывает насколько окружающая человека природа грандиозна.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Человек как субъект культуры
Слово «субъект» и производные от него формы происходят от лат. subject, которое можно перевести как «лежащий внизу, находящийся в основании, выступающий фундаментом» (от sub – под, jack» – бросаю, кладу основание, устанавливаю). Сегодня ...

Национальный реалистический пейзаж
Во Франции к 30-м годам XIX столетия складывается школа художников – создателей национального пейзажа. Одним из первых к образу национальной природы обратился Жорж Мишель. Природа «будничной» Франции, с ее березами, тополями, стала темой ...

Искуство взаимодействия со зрителем
Анализ актерского искусства позволяет судить о его границах. Он обозначил перед нами те рубежи, где актер при выполнении своей задачи был вынужден соединить свое прежде автономное искусство с искусством слова. Искусство слова, то есть лит ...