Праздник поминовения усопших

Статьи по культуре » Традиционные праздники в Китае » Праздник поминовения усопших

Страница 1

Главным весенним праздником является праздник «Цинмин», то есть праздник «чистого света», отмечающийся спустя 105 дней после зимнего солнцестояния (5-6 апреля по новому стилю).

Праздник «Цинмин» – это одновременно и печальный, и жизнеутверждающий праздник. Он имеет множество обрядов и традиций. Это самый важный в Китае праздник «поминовения усопших». Ханьцы и некоторые другие национальности в этот день совершают обряды поминания предков и посещают могилы умерших родственников. Праздник «Цинмин» – своеобразный китайский аналог родительского дня в России.

«В простонародье «Цинмин» иногда называется Праздником подметания могил, поскольку он непосредственно связан с китайской культурной традицией культа предков. Стоит отметить, что китайская культура не знала принципиального различия между богами и душами мёртвых и, что потусторонний мир в ней был не просто отражением, но и прямым продолжением мира земного. Именно поэтому этот праздник так важен для китайцев»/7, с.4 /.

Каждый год в этот день в разных краях Китая происходят массовые посещения могил. На кладбищах собирается множество людей, и даже дороги, ведущие к кладбищам, тоже переполнены народом. В наши дни обряд поминовения усопших гораздо проще, чем был в древности: обычно люди приходят на могилы предков, приводят могилы в порядок, приносят цветы, пищу и любимые вещи умерших, зажигают курительные палочки, жгут «жертвенные деньги», почитают память поклонами перед табличками с именами умерших.

В древности же обряд поминовения усопших происходил по другому, более сложному сценарию. «В день посещения могил глава семейства с утра отбивал поклоны предкам у домашнего алтаря, принося в жертву пять, восемь или десять блюд с мясом, пельмени и вино. Затем члены семьи, захватив с собой заготовленную провизию и все необходимое для обряда жертвоприношения – курительные палочки, жертвенные деньги, хлопушки и прочее, отправлялись к семейному кладбищу. В большинстве районов Китая на эту прогулку семьи выходили в полном составе, что для незамужних девушек предоставляло редкую возможность прервать домашнее затворничество и побывать на людях.

Придя на место, участники церемонии первым делом приводили в порядок могилы (иногда это делалось заблаговременно): убирали сорную траву, поправляли могильный холмик, обновляли надписи на могильных плитах и прочие. По правую руку от могилы выставляли подношения небесному владыке и Божеству земли: три мясных блюда, три чашки вина, пару свечей и три курительные палочки. Закончив чествование Божества земли, глава семейства и его помощники ставили по обеим сторонам надгробной плиты зажжённые свечи, а перед плитой – курительницу с пучком курительных палочек. Тут же раскладывались жертвенные яства.

Каждая семья старалась как можно лучше угостить своих предков. Весьма желательными считались в данном случае «три животные жертвы» – свинина, баранина и курятина. Богачи нередко преподносили зажаренных целиком свинью, барана и курицу. Жертвовались также самые разнообразные блюда: рыба, овощи, фрукты, сладости, чай, вино. Глава семьи, опустившись перед могилами на колени, произносил короткую молитву и отбивал три поклона. Вслед за ним поклонение совершали по очереди все домочадцы. В дар душам умерших, а также богам сжигались пачки жертвенных денег, причём на них нередко выливали чашку вина. Вся церемония заканчивалась оглушительными разрывами хлопушек – традиционным звуковым сопровождением всякого празднества в Китае» /7, с.4 /.

Страницы: 1 2

Другая информация:

Соотношение временных и пространственных характеристик культурных явлений в учении об эволюционных стадиях
Вплоть до настоящего времени наиболее влиятельной научной моделью исторического процесса в культурной антропологии является эволюционизм. Он задает схему необратимых культурных изменений, называемых эволюцией или развитием. Эволюционизм – ...

Художественная культура Византии
Художественная культура Византии впитала в себя все противоречия общества и эпохи. В ней сплелись воедино всевозможные восточные мотивы, почтение к официальной стороне жизни и противостояние ей, сохранение традиций античности и создание х ...

Художественные критерии
Произведение искусства хорошо или дурно от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник. Для того, чтобы произведение искусства было совершенно, нужно, чтобы то, что говорит художник, было совершенно ново и важно д ...