Китайский новый год – Чуньцзе

Статьи по культуре » Традиционные праздники в Китае » Китайский новый год – Чуньцзе

Страница 2

После ужина, в новогоднюю ночь, которую называют «чуси», вся семья проводит время в разговорах на самые разнообразные темы, смотрит телевизионные передачи или играет в настольные игры. Во многих семьях вообще не ложатся спать всю ночь: это называется «шоусуй» – ожидание наступления Нового Года. В полночь праздничный фейерверк украсит ночное небо, пространство наполнится звуками взрывающихся хлопушек и радостными криками людей.

Новый год – праздник сугубо семейный. Улицы пустеют, а двери домов, насколько известно, уже в сунское время запечатывались полосками бумаги «счастливого» красного цвета. Все члены семьи собираются в главной зале дома и в это время о сне никто даже и не думает. Более того, считается, что бодрствование в новогоднюю ночь принесёт здоровье в наступающем году и увеличит срок жизни. Присутствующие пьют напитки и вкушают яства, символизирующие душевную бодрость и долголетие. Звучат песни и музыка. Дети, для которых эти ночные торжества исполнены особой прелести, забавляются разными играми. Большой популярностью пользуется игра под названием «спрячь крючок»: её участники скрытно передают друг другу крючок, а водивший должен угадать, у кого он, в конце концов, оказался. Взрослые дарят детям фрукты, сладости, игрушки.

Первый день нового года – день, когда необходимо навестить своих родственников. Люди надевают новую одежду, достают заготовленные подарки и отправляются к близким друзьям. Эта традиция в наши дни является обязательной для всех китайцев.

Второй день обычно посвящают обращению к божествам с просьбами и пожеланиями. Но перед тем как сформулировать свою просьбу, нужно принести богу жертву: еду, сладости, кубки с вином.

«Праздничные обряды начинались в 23-й (на севере) и в 24-й (на юге) день последнего месяца. Это был день, когда провожали Бога очага – Цзао Вана. Он отправлялся к Небесному императору с докладом о том, как провели этот год земляне. Важно было, чтобы Бог очага не рассказал Небесному императору о провинностях людей, поэтому китайцы устраивали торжественную церемонию «проводов» Цзао Вана: перед его изображениями ставили курительные палочки, угощения, сладости, а рот смазывали вареньем, чтобы «подсластить речи», а потом выносили во двор и сжигали эти изображения. На недельный срок люди оставались без «божественного покровительства». С этого момента начинались настоящее веселье и гулянья.

Через семь дней наступал последний день старого года, вечером, точнее в новогоднюю ночь ждали возвращения Цзао Вана. В отличие от других богов Цзао Вана встречали более чем скромно. Перед ним ставили только пиалу с бобами. Китайцы полагали, что увидев столь скудное подношение, Цзао Ван не только не обидится, а, наоборот, пожалеет бедную семью и будет всячески помогать ей» /4, с. 165 /.

В первую декаду нового года соблюдались определённые обряды. Так, в первые дни года каждому приходилось следить за своей речью. Запрещалось браниться и произносить слова с «неприятным» смыслом, поминать смерть, демонов и целый ряд животных – лису, дракона, тигра, змею, слона и прочих. Если дети случайно нарушали какое-нибудь словесное «табу», им вытирали рот красной материей с жертвенного стола или бумажными деньгами. Множество запретов касались хозяйственных дел. Например, с древних времен в Китае повсеместно запрещалось в первые три дня года убирать пыль и топить очаг хворостом, который на этот период превращался в символ богатства.

Таким образом, праздник Нового года в Китае это не только индивидуально-психологическая потребность отдельного человека; это общественная необходимость, потребность социальной системы, группы. В это время совершались как религиозные обряды, такие как гадания, так и устраивались развлекательные мероприятия, затрагивались и интегрировались все сферы жизни китайского общества, происходило единение народа, что способствовало всеобщей гармонии, царившей на протяжении всего праздника.

Заканчивается празднование Чуньцзе, главного праздника в жизни китайцев, днём, который приходится на 15-й день первого месяца. Этот день больше известен как Праздник Первой ночи «Юаньсяоцзе» или Праздник Фонарей «Дэнцзе».

Страницы: 1 2 

Другая информация:

Строительство времени Андрея Боголюбского
Развитие городов и умножение городского ремесленно-торгового населения, рост княжеского дворянства, а также бесплодность попыток князя Юрия добиться закрепления киевского стола за суздальской династией определяют поворот в культурно-полит ...

Типологизация культур К. Маркса и К. Ясперса
Карл Генрих Маркс (1818-1883) не был культурологом в узком смысле этого слова. Более того, сам термин «культура» создатель материалистического понимания истории употреблял сравнительно редко и, как правило, по частным поводам. Тем не мене ...

Три бессмертных полки одной этажерки
В 1913 году в промежутках между наездами в Петербург Малевич обретался в Кунцево, неподалеку от Немчиновки, где вместе с семьей снимал дачу - это было много дешевле, чем аренда квартиры в Москве. Нехватка денег была хронической (Матюшин в ...