Понятие «библиографическая информация» насчитывает от роду более полувека. Его можно обнаружить, например, в «Словаре книговедческих терминов» Е.И. Шамурина (М., 1958) в значениях письменного оповещения или устного сообщения о литературе.
Современные трактовки библиографической информации появились, когда ученые, отвлекаясь от отдельных библиографических описаний и других библиографических элементов, стали изучать характерные для них общие признаки, выделять типичные библиографические явления.
Кратко можно сказать, что библиографическая информация представляет собою обладающие общими признаками и свойствами множества поисковых образов документов.
В отличие от документа реальная библиографическая информация сохраняется не только на материальных носителях, но и в памяти, передается в устной форме. Она отражает не только отдельный документ, но также его фрагмент, обладающий самостоятельным смыслом, любые связные комбинации документов и фрагментов.
Документ представляет собою реальный факт, и информацию о нем можно считать фактографической. На это обстоятельство обратил внимание профессор А.В. Соколов [13]. Но в профессиональной литературе фактографической принято именовать небиблиографнческую, то есть привычную текстовую информацию в учебной, научной, справочной и других типах литературы. Если согласиться с А.В. Соколовым, придется говорить о фактографической библиографической и фактографической небиблиографической информации. Решение непродуктивное и поддержки не получило. Поэтому в дальнейшем изложении библиографическая информация будет рассматриваться как самостоятельный вид социальной информации.
Передаваемая библиографическая информация обозначается понятием библиографическое сообщение. Его предложил О.П. Коршунов [7]. Это абстрактное, обобщенное понятие. Библиографические сообщения в любом варианте состоят из библиографических записей. В дальнейшем изложении рассматриваются только те библиографические сообщения, которые зафиксированы па материальных носителях, в форме, воспринимаемой органами чувств человека, главным образом зрением.
Уверенное понимание сущности библиографической информации, свободная ориентация в ней возможны только в результате хорошего знакомства с миром документов в его разнообразии и, соответственно.
До 70-х гг. XX в. библиографическая наука основное внимание уделяла библиографическим указателям – статичной форме библиографической информации, присущей состоянию ее покоя. Даже карточные каталоги и библиографические картотеки характеризовались как неизменные объекты. Между тем в последние десятилетия происходит ускоренное развитие техники и экономики, стремительно меняется общественная жизнь. Это соответственно приводит к быстрой смене документов, а также источников их поиска. Центр внимания библиографов и ученых переметается к динамическим формам библиографической информации, к ее движению. Проследим изменения библиографической информации относительно одного документа.
Библиографическая информация исходно возникает в результате процедуры аналитико-синтетической обработки документов. Эта процедура заключается в выявлении элементов формы и содержания документа, позволяющих составить его сжатую (свернутую) информативную характеристику, и последующем объединении их в целостную библиографическую запись. Детально процедуры обработки документов изучаются в учебном курсе «Аналитико-синтетическая переработка информации».
Другая информация:
Н.Гоголь. Переход от лирического романтизма к реализму
Друг и современник Пушкина Николай Гоголь (1809- 52) приобрел известность и славу после публикации цикла малороссийский повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», где удивительно романтично нарисовал картину народного быта. Соединив фанта ...
Начало рассеянной жизни
Он ведет «рассеянный» образ жизни, не избегая ни злачных мест, ни сомнительных знакомств и уже осенью 1839 года заражается сифилисом. Этот же период жизни, столь беспорядочной и неприличной, был для молодого поэта и периодом глубокой внут ...
Библиотечные формы обслуживания читателей – детей в области художественной
культуры
Формированию у детей художественного вкуса и способностей к эстетическому восприятию окружающего мира способствуют разные формы и методы работы с детьми в детской библиотеке. На мероприятиях, отвечающих духовным потребностям читателей (сф ...
Меню сайта