Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но, тем не менее, успели вывезти "предметы искусства". В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года.
Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведенный в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падет богоборческая власть.
В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие - Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое привычное место в Успенском соборе - в киоте у первого столпа по правую руку от входа.
Тихвинский монастырь представляет собой как бы искусную, любовно изготовленную оправу для одной из величайших святынь России - Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Постройка каменного собора в честь Успения Божией Матери была предпринята в 1510-15 годах. До этого на месте Успенского собора находилась деревянная церковь. Собор возводился усердием великого князя Василия III, деньги на строительство шли из его собственной казны.
Для сооружения храма в Тихвин прибыли мастера из Москвы. Когда он уже был почти окончен, вдруг случилось невероятное: новая паперть обрушилась и погребла под собой двадцать рабочих. Расчищать завалы пришлось три дня, так они были велики. Надежда на то, что хоть кто-то из людей остался в живых под обломками паперти, медленно таяла - ведь они находились в "каменном мешке" без пищи и почти без воздуха.
Тем больше было удивление народа, когда всех рабочих извлекли из развалин не только живыми, но и невредимыми. Чудо это приписали заступничеству Божией Матери, и память о нем сохранилась в Тихвине по сей день. Сама же новая церковь, находившаяся тогда не в монастыре, а в центре посада, восхищала современников своей красотой: "Поставиша церковь Пречистыя на Тихвине на старом месте кирпичную с камением чудну вельми и велику, и паперти нарядиша".
Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырехскатной крышей, а шлемовидные главы - луковичными.
Успенский собор сооружался "под икону" - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли, не толпясь, осуществить свое благочестивое намерение.
Интересно был решен вопрос и с освящением - западные барабаны сделали "световыми"; таким образом, в пространстве храма выделялось то место, где находилась Тихвинская икона.
В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нем находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - военный госпиталь, а в 1946-47 годах - цеха Всесоюзного общества святых. После возвращения Тихвинского монастыря Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века - один из старейших на территории России.
Памятуя о героическом прошлом Тихвинского монастыря, о тех осадах, которые пришлось ему выдержать в начале XVII столетия, посетители обители с восхищением взирают на его мощные стены. Они действительно достойны уважения - но вовсе не за "боевые заслуги".
Дело в том, что вплоть до 1670-х годов стены монастыря оставались деревянными. Возведение их началось в 1560 году, а к 1608 году деревянные укрепления с "тарасами" (бревенчатыми срубами, наполненными землей) были готовы. Завершение строительства явилось чрезвычайно своевременным: через несколько лет стенам Тихвинской обители пришлось выдержать несколько жестоких приступов шведских войск.
В деревянной ограде Тихвинского монастыря было девять башен. Сохранилось письменное свидетельство середины XVII века, где они перечислены "поименно": Омутная, Тайпичная, Озерная, Раскатная, Столбовая (они стояли в центре оборонительных прясел), Мельницкая и Федоровская (угловые), Введенская и Никольская (воротные). Все башни соединялись крытыми переходами поверх стен.
Другая информация:
Список необходимых материалов и оборудования
Реквизит
1.
Плазменная панель.
2 шт.
2.
Колонки.
4 шт.
3.
Микширный пульт.
1 шт.
4.
Усилитель.
1 шт.
5.
Акустические колонки.
2 шт.
6.
Соединительные шнуры.
12 шт.
7. ...
Человек как основная тема и главный предмет искусства
Основной темой и главным предметом искусства является человек — со всеми его свойствами, особенностями, достоинствами и недостатками, во всей совокупности его отношений с окружающим миром.
Показывая человека во всей его сложности, неодно ...
Мифы
Древнегреческое общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись вместе с развитием общества.
Доолимпийский этап развития мифов ...
Меню сайта