Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Статьи по культуре » Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Страница 2

Качество его работы было испытано спустя полвека, в Смутное время. Стенам монастыря и его мужественным защитникам в эти годы пришлось неоднократно отражать атаки шведских "гостей". Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву, царь Василий Шуйский был вынужден позвать на помощь шведов (в обмен на некоторые северные территории). Но шведы повели себя на Руси как оккупанты. Отряд шведского военачальника (француза по происхождению)

Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению русских пришел конец - они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон. Разъяренный Делагарди в ответ взял обитель в осаду. Она продолжалась более трех месяцев. Потеряв голову, Делагарди грозился сровнять монастырь с землей, а саму чудотворную икону рассечь мечом.

Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо - Тихвинская икона Божией Матери защитила свой "дом". Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, "секуще аки стеблие", брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. "Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася ." - говорил глава русского посольства Даниил Мезец-кий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день.

"Мирное земли устроение" в Тихвинском монастыре продолжалось на протяжении всего XVII века. Обитель облекалась в камень - по сути, все (за малым исключением) ныне существующие каменные постройки появились в ней во второй половине этого столетия. Рос и богател Тихвинский посад, оказавшийся на скрещении торговых путей.

Сохранившийся городской план 1678 года показывает монастырь, окруженный обильными садами, несколько десятков жилых домов, гостиный двор, таможню, торговые ряды, Преображенскую церковь. Русские цари и императоры, а вслед за ними и представители аристократии и купечества, щедро жертвовали на нужды обители, присылали украшения для иконы, сами нередко приезжали в монастырь на богомолье.

После реформирования церковного землевладения (а в сущности - "экспроприации" монастырских владений), устроенного Екатериной Великой в 1764 году, Тихвинский Богородичный монастырь почти на сто лет попал в разряд второклассных обителей. Вышедший из зависимости от него Тихвинский посад спустя девять лет получил городские права и стал собственно уездным городом Тихвином.

Выгоревший дотла в 1770 году, он был заново отстроен по регулярному плану, созданному "прапорщиком от архитектуры" Василием Поливановым. С открытием в 1811 году Тихвинской водной системы, соединившей Балтику и Каспий, значение города еще более возросло. Но ненадолго. Уже во второй половине века он стал приходить в упадок. Главные железные дороги город обошли, а Тихвинской водной системе предпочли Мариинскую.

И лишь к Богородичному Успенскому монастырю никогда не иссякал поток паломников. Множились чудеса, связанные с Тихвинской иконой Богородицы. И не только с самой иконой, но и с ее списками. Некоторые из них становились знамениты на всю Россию.

Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название "Ополченной иконы". В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, "Ополченная" находилась в осажденном Севастополе.

1917 год лег резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как, впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь.

Его помещения поочередно передавались тюрьме, продовольственному складу, госпиталю, производству Всесоюзного общества слепых и, наконец, музею. По поразительному недосмотру властей чудотворную икону не тронули, она по-прежнему находилась в Успенском соборе, до 1931 года исполнявшем роль приходского храма, а потом тоже закрытом.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Первые иконы
К сожалению, время не сохранило самые первые, ранние иконы, написанные византийскими мастерами, хотя именно их творчество повлияло на иконопись в Древней Руси. Они, несомненно, создавались в IV—V вв., после того, как христианство было вкл ...

Русская культура как объект исследования
Понятия “русская культура”, “русская национальная культура”, “культура России” - можно рассматривать как синонимы, а можно в качестве самостоятельных феноменов. Они отражают разные состояния и составляющие нашей культуры. Представляется, ...

Гоголь Н.В. и его статья по поводу картины «Последний день Помпеи»
В Петербурге появление «Последнего дня Помпеи» вызвало горячий отклик у всех передовых людей России. Н.В. Гоголь в августе 1834 года в «Арабесках» напечатал глубокую по мысли статью, трактующую картину Брюллова как великое явление в разв ...