Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Статьи по культуре » Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Страница 1

Главная святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря - чудотворная икона Пресвятой Богородицы - во многом определила ту важнейшую роль, что играла эта знаменитая обитель на протяжении шести с лишним веков в истории России.

Шел третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьез задумывалась о своем будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.

Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены неожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окруженная ослепительным сиянием, парила над озерными водами, а потом исчезла из виду. Вскоре после этого она еще четыре раза показывалась людям в этих краях, пока 26 июня не обнаружилась на правом (высоком) берегу реки Тихвинки - там, где сейчас находится церковь Всех святых (Полковая).

Собрался народ во главе со священниками, все рыдали и истово молились. И случилось чудо - явленная икона спустилась на руки присутствующим. Тут же решено было рубить на этом месте храм; к вечеру сложили три венца и заготовили материал для работы, которую намеревались продолжить наследующий день, а пока у иконы оставили нескольких человек для ночного бдения. Но те к утру задремали - утром же рядом с ними не было ни иконы, ни венцов, ни заготовленного леса. Народ горевал.

Правда, горевал недолго - на противоположном (низком) берегу Тихвинки увидели ослепительный свет. Бросившись туда, нашли и начатый сруб, и материал, и - самое радостное! - икону Богородицы.

Менее чем через два месяца первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый "дом" чудотворной освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь - Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия. (О "древней" истории Тихвинской иконы Богородицы подробнее рассказано в разделе "Святыни").

Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй - в 1395 году, третий - в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды ее находили неподалеку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник.

В 1510 году великий князь Василий 111 велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал "нарядчика" (то есть, как сказали бы сейчас, прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина - последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила.

В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал и сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государевых богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чем просить Богородицу. Незадолго до этого он развелся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетна, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана - в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный).

С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Новгородские земли после этого превратились в "прифронтовую" полосу. Их следовало укрепить.

Таким образом, решение основать хорошо защищенную обитель на северо-западе Руси было, помимо всего прочего, вызвано и задачами оборонительного характера. Соответствующее повеление царя появилось в 1560 году. На левом берегу реки, где стоял Успенский собор, был основан Богородичный Успенский (или Большой Тихвинский) монастырь, а на ее правом берегу - меньший размерами Введенский женский.

Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Федор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвел необходимые здания и ограду с башнями.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

История христианства на Кубани
Майкопская и Адыгейская епархия Русской Православной Церкви расположена в центральной части Северного Кавказа, который с древних времен является колыбелью христианства. Первые семена христианского вероучения были занесены сюда еще в I в. ...

Культурно-досуговая деятельность как процесс социализации личности
В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается опти ...

Айвазовский – как основоположник русского маринизма
Не все было так просто и однозначно в ту далекую пору. Николай I, самодержец, лично занимался Академией, и дух, царивший в ней, был казенный, серый, далекий от романтических грез шестнадцатилетнего Гайвазовского. Молодому Гайвазовскому п ...