Виды театрализованных праздничных зрелищ в средние века

Статьи по культуре » Театрализованные представления Средневековья » Виды театрализованных праздничных зрелищ в средние века

Страница 2

И чисто религиозные, и светские мистерии, несмотря на явные черты народности, все же не могли выйти из плена религии, и реализм в этом жанре не мог восторжествовать.

Мистерия раздвинула тематический диапазон средневекового театра, накопила огромный сценический опыт, который был использован позднейшими жанрами средневековья. Представления мистерий, происходившие на городских улицах и площадях оформлялись по-разному. Существовали три варианта: передвижной - когда мимо зрителей проезжали телеги, с которых показывались мистериальные эпизоды; кольцевой - когда действие происходило на разделенном на отделения кольце высокого помоста и одновременно внизу - на земле, в центре круга, очерченного этим помостом (зрители стояли у столбов, на которых помост возвышался); и, наконец, беседочный. В последнем случае на прямоугольном помосте или просто на городской площади выстраивались беседки - места, изображавшие дворец императора, городские ворота, рай, чистилище, ад и т.д. Если это не было ясно по внешнему виду, то на беседки вешалась поясняющая надпись.

Декоративное искусство было скромным, зато искусство сценических эффектов находилось на большой высоте. Религиозное содержание, полное чудес, требовало их наглядного показа - натуральность была обязательным условием народного зрелища. На сцену выносили раскаленные щипцы и выжигали на теле грешников клейма. Убийства сопровождались потоками крови (бычьи пузыри с красной жидкостью прятались под рубаху, удар ножа протыкал пузырь, и человек обливался кровью). Ремарка указывала: «Два солдата с силой ставят на колени и совершают подмену», т.е. ловко подменяют человека куклой чтобы тут же ее обезглавить.

Когда праведников клали на горячие жаровни, бросали в яму к диким зверям, кололи ножами или распинали на кресте, это потрясало больше, чем любая проповедь. И чем более жестокой была сцена, тем сильнее она действовала.

Соседствуя, религиозный и натуралистический элементы боролись друг с другом. В костюме, например, побеждает быт: Ирод ходит по сцене в турецком одеянии с саблей на боку; римские легионеры носят современную солдатскую форму.

Само ряжение религиозных персонажей в бытовые костюмы говорило о соревновании взаимоисключающих начал. Оно же накладывало отпечаток и на игру актеров - патетическое и гротесковое существовало на мистериальной сцене рядом. Любимые народом персонажи - шут и бес - вносили и в без того динамическую мистерию струю народной энергии. Их текст часто импровизировался. Поэтому выпады против церкви, феодалов, богатеев могли не фиксироваться в тексте мистерии, а если и записывались, то, конечно, были сглажены и не дают нам верного представления об остроте критического элемента этих спектаклей

Площадной плебейский фарс выделяется в самостоятельный театральный жанр со второй половины XV в. Однако он проходит долгий скрытый путь развития, будучи заключен в ткань мистериальных представлений. Само название фарса происходит от латинского farsa (начинка). И действительно, устроители мистерий сплошь и рядом писали: «Здесь вставить фарс». Но истоки фарса уходят неизмеримо глубже - в представления гистрионов и в карнавальные масленичные игры. Рассказы гистрионов определили в общих чертах тематику и диалоги фарса, карнавальные шествия - его действенную игровую природу и массовый характер. В мистерии же фарс окреп - сформировался как сценический жанр. С самого начала в фарсе отчетливо стали различаться мотивы социальной критики, направленной не только против феодалов, но и против бюргерства, которые сыграли огромную роль в рождении фарса. Особый тип фарсовых представлений составляли пародии на церковную службу.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Праздник фонарей
Как только заканчивается праздник Нового года, в ночь на 15-е число первой луны начинается другой веселый и торжественный праздник – Праздник Фонарей «Дэнцзе». Ночью, во время этого праздника, весь Китай залит огнями разноцветных фонарей. ...

Биография Никиты Михалкова
Род Михалковых известен еще с конца XV века. Пошел он от некоего Михалки, чье имя стало прозвищем его потомков. По одному из представителей династии получило свое название и подмосковное имение Михалково, ныне входящее в черту города. В и ...

Исландия
Собственный флаг Исландия имеет с 1915 г., он стал государственным после провозглашения независимости страны в 1944 г. синий цвет флага передает цвета вершин исландских гор и морских пространств, белый – фонтаны многочисленных гейзеров, к ...