Подобная методика художественно-образовательной работы требует тщательного подбора произведений, а также точной формулировки заданий, которые сообщаются после того, как искусство воспринято, стало фактом сознания личности. Для лучшего запоминания и контроля каждому участнику можно заносить задание в специальную тетрадь. Для ответов целесообразно использовать специальные анкеты.
К сожалению, такая форма опроса используется в театральном коллективе крайне редко, хотя ее практическая целесообразность бесспорна.
Многие руководители часто ограничивают художественно-образовательную работу рамками изучения классической музыки, классического драматического искусства или, что еще менее оправдано, рамками народного творчества.
Вместе с тем следует подчеркнуть: нельзя представлять дело таким образом, что художественно-образовательная работа, пусть и хорошо организованная, регулярно проводимая, сразу же изменит человека, нравственно облагородит. Процесс воспитания, тем более перевоспитания, — сложный, определяемый целым рядом косвенных факторов и включающий в себя как бы несколько этапов.
На первом этапе вырабатываются нравственные и эстетические ориентации только в области художественных явлений. На втором этапе полученная информация, эмоционально-чувственная, нравственно-эстетическая, из художественных произведений переводится в целевые установки личности. На третьем этапе происходит переосмысливание и изменение действий человека в соответствии с выработанными целевыми установками. [9]
Два начальных этапа протекают в виде эмоциональных переживаний, ощущений. Третий этап — всегда конкретно-зримое их проявление в форме поступков, действий, поведения. Таким образом, рассматривая воспитание общей культуры поведения, социально ценных качеств как конечную цель педагогического процесса в условиях самодеятельного коллектива, упор в проводимой работе необходимо делать на развитие таких качеств, как: а) умение «расшифровывать» искусство; б) воспитание эстетического вкуса; в) развитие творческих и специальных навыков и приемов, которые можно рассматривать как определенные профессиональные качества актера.
Этот процесс опирается и на систему нравственного просвещения и образования участников. Каждый руководитель в зависимости от степени овладения теми или другими методами, личных привязанностей предпочитает использовать определенный путь воздействия на участников. Чаще всего это убеждение. Вместе с тем для возвышения нравственного потенциала личности, развития ее активности и самостоятельности, повышения культуры деятельности важно постоянно обновлять и обогащать арсенал используемых форм и методов, в частности поддерживать самостоятельные начинания участников, чаще апеллировать к их мнению, втягивать в активную критическую деятельность и т. п. Специально некоторые темы могут выноситься на обсуждение, стать предметом особого разговора. Они чаще всего связываются с этикетом и культурой поведения. В этой сфере наблюдается особо много случаев нарушений и отступлений от общепринятых норм. Причем большинство нарушений является следствием обычного незнания соответствующих правил. Совместная художественная деятельность, постоянные деловые и личностные контакты позволяют руководителю исподволь вносить коррективы в поведение участников.
В практике нравственно-образовательной работы «чистого» применения одного из методов не встречается. При определяющем значении одного из них действует несколько других, отличающихся по способу воздействия на личность. [8]
Воспитание целостного облика человека возможно при одновременном применении разных методов воздействия, в их комплексном варианте и в процессе активной самостоятельной нравственно-образовательной и художественной деятельности. Таким образом, исполнительская, учебно-творческая, художественно-образовательная и нравственно-просветительская деятельность среди участников выступает единым педагогическим процессом. Одно связано с другим как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели — подготовке эстетически образованного, высоконравственного человека.
Другая информация:
Сферы духовной культуры. Культурный взлет России в XIX веке
Духовная культура — это результат познавательной деятельности людей. Это системы воспитания, правила поведения, нравственные нормы общения, этика и этикет. Это произведения искусства и литературы, художественные образы, эстетические ценно ...
Версаль в конце XVII – начале XVIII в. как символ абсолютной власти
Конец XVII – начало XVIII века во Франции связано с периодом абсолютной монархии и правления Людовика XIV. Задачей Людовика было укрепить и продемонстрировать величие монархии всему миру. Стремясь придать своему двору как можно больше бле ...
Японский сад в Москве
Хотя настоящие японские сады есть только в Японии, Россия тоже имеет свой профессиональный японский сад. Он расположен в Главном ботаническом саду Российской академии наук в Москве. Японский сад сооружен в 1987 году по проекту выдающегося ...
Меню сайта