Подобная методика художественно-образовательной работы требует тщательного подбора произведений, а также точной формулировки заданий, которые сообщаются после того, как искусство воспринято, стало фактом сознания личности. Для лучшего запоминания и контроля каждому участнику можно заносить задание в специальную тетрадь. Для ответов целесообразно использовать специальные анкеты.
К сожалению, такая форма опроса используется в театральном коллективе крайне редко, хотя ее практическая целесообразность бесспорна.
Многие руководители часто ограничивают художественно-образовательную работу рамками изучения классической музыки, классического драматического искусства или, что еще менее оправдано, рамками народного творчества.
Вместе с тем следует подчеркнуть: нельзя представлять дело таким образом, что художественно-образовательная работа, пусть и хорошо организованная, регулярно проводимая, сразу же изменит человека, нравственно облагородит. Процесс воспитания, тем более перевоспитания, — сложный, определяемый целым рядом косвенных факторов и включающий в себя как бы несколько этапов.
На первом этапе вырабатываются нравственные и эстетические ориентации только в области художественных явлений. На втором этапе полученная информация, эмоционально-чувственная, нравственно-эстетическая, из художественных произведений переводится в целевые установки личности. На третьем этапе происходит переосмысливание и изменение действий человека в соответствии с выработанными целевыми установками. [9]
Два начальных этапа протекают в виде эмоциональных переживаний, ощущений. Третий этап — всегда конкретно-зримое их проявление в форме поступков, действий, поведения. Таким образом, рассматривая воспитание общей культуры поведения, социально ценных качеств как конечную цель педагогического процесса в условиях самодеятельного коллектива, упор в проводимой работе необходимо делать на развитие таких качеств, как: а) умение «расшифровывать» искусство; б) воспитание эстетического вкуса; в) развитие творческих и специальных навыков и приемов, которые можно рассматривать как определенные профессиональные качества актера.
Этот процесс опирается и на систему нравственного просвещения и образования участников. Каждый руководитель в зависимости от степени овладения теми или другими методами, личных привязанностей предпочитает использовать определенный путь воздействия на участников. Чаще всего это убеждение. Вместе с тем для возвышения нравственного потенциала личности, развития ее активности и самостоятельности, повышения культуры деятельности важно постоянно обновлять и обогащать арсенал используемых форм и методов, в частности поддерживать самостоятельные начинания участников, чаще апеллировать к их мнению, втягивать в активную критическую деятельность и т. п. Специально некоторые темы могут выноситься на обсуждение, стать предметом особого разговора. Они чаще всего связываются с этикетом и культурой поведения. В этой сфере наблюдается особо много случаев нарушений и отступлений от общепринятых норм. Причем большинство нарушений является следствием обычного незнания соответствующих правил. Совместная художественная деятельность, постоянные деловые и личностные контакты позволяют руководителю исподволь вносить коррективы в поведение участников.
В практике нравственно-образовательной работы «чистого» применения одного из методов не встречается. При определяющем значении одного из них действует несколько других, отличающихся по способу воздействия на личность. [8]
Воспитание целостного облика человека возможно при одновременном применении разных методов воздействия, в их комплексном варианте и в процессе активной самостоятельной нравственно-образовательной и художественной деятельности. Таким образом, исполнительская, учебно-творческая, художественно-образовательная и нравственно-просветительская деятельность среди участников выступает единым педагогическим процессом. Одно связано с другим как по формам и методам организации и проведения, так и по своей конечной цели — подготовке эстетически образованного, высоконравственного человека.
Другая информация:
Писсарро, Камиль
Многие художники разделяли идеи и цели импрессионизма, но лишь два из них последовательно шли по избранному пути - Моне и Писсарро. Ученик Коро, Писсарро был старше остальных членов группы импрессионистов, своего рода ее “отцом”. Он родил ...
Биография М.А. Врубеля
Врубель родился в Омске в 1856 году. Матери он лишился рано, ее заменили мачеха и отчасти старшая сестра Анна Александровна, на протяжении всей жизни поддерживающая художника и ставшая не период болезни его постоянной сиделкой. Отец, воен ...
Праздник середины осени
Праздник середины осени «Чжунцюцзе» – третий из главных китайских праздников, помимо Нового года и Праздника Лета. Он известен в Китае с глубокой древности и завершает сезон полевых работ, уборки и обмолота урожая. Он празднуется 15 числа ...
Меню сайта