В основу образовательных занятий в первый период могут быть положены те произведения искусства, образность, язык, строй которых являются знакомыми, понятными, известными с детства.
Но в данном случае нужно оговориться, что на начальном этапе знакомство должно быть общего плана, без углубления в специфику языка, выразительных средств данного искусства. Такое широкое обращение к известному в «художественном багаже» участников служит более мобильному отысканию точки опоры для построения образовательной работы в дальнейшем. В будущем же нужно больше ориентироваться на тот жанр искусства, в котором совершенствуется исполнитель. Учебно-творческая, образовательная и исполнительская деятельность будут сливаться воедино, интенсифицируя процесс воспитания участников.
Встречающаяся точка зрения — учить их всему, как можно шире знакомить с искусством не оправдана ни с точки зрения теоретической, нереальна и с практической. Ее воплощение вызвало бы необходимость переориентации любительства с исполнительства на общехудожественное и культурно-просветительское развитие участников. Пришлось бы ставить вопрос об организационных основах самодеятельного коллектива. Социологи, изучающие влияние искусства на личность, пришли к выводу о том-, что люди (в частности, школьники), одинаково интересующиеся всеми видами искусства, значительно уступают по развитию и воспитанию тем, у кого сложились явные предпочтения. Поэтому целесообразнее вызвать у участников интерес преимущественно к одному из видов искусства.
Другой метод знакомства с искусством может практиковаться на более позднем этапе, в коллективе, имеющем достаточно сформированные навыки художественного восприятия и расшифровки его содержания.
Тот путь, который оправдывал себя на начальном этапе, теперь снижает активность самих участников, сообщает им в готовом виде и подтекст воспринимаемого искусства, который им было бы интереснее познать самим. Задача художественно-образовательной работы — научить участников театрального коллектива максимально развить способности к аналитическому мышлению и пониманию искусства. Для этого перед прослушиванием, просмотром пьесы, танца руководителем ставятся определенные задания, ответы на которые каждому участнику нужно найти самостоятельно.
Чтобы ответить на поставленные вопросы, участники должны точно определить свое отношение к художественному произведению, причем не только определить, но и аргументированно его сформулировать и объяснить.
Экспериментальная работа, проводимая по подобной методике в различных театральных коллективах, позволяет говорить о ее большой эффективности и целенаправленности. В этом случае восприятие искусства, когда человек ограничивается его пассивным просмотром, переходит в активно осознанное. Формируются определенные установки или оценочные исходные позиции. При таком подходе к искусству человеку уже нельзя «навязать» таких его форм, таких произведений, которые не соответствуют личным представлениям и вкусам. [7]
Художественно-образовательная работа включает в себя два взаимосвязанных момента: просмотр, прослушивание и анализ участниками художественных произведений и овладение теоретическими знаниями о конкретном жанре искусства. Прослушивание или просмотр призваны расширить общий кругозор человека, обеспечить накопление им художественно-эстетических впечатлений, повысить уровень восприятия и оценки произведений, искусства, способствовать совершенствованию художественного и исполнительского мастерства.
Для просмотра и анализа необходимо брать только произведения, доступные для понимания. Особенно эффективна в воспитательном отношении в хоровых и оркестровых коллективах классическая музыка русских и советских композиторов, пьесы, вошедшие в золотой фонд русской и советской драматургии. Действительно: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков — важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в Окружающем мире, но и в самом себе. Музыка — могучее средство самовоспитания».
Другая информация:
Культурологический гуманизм Ф. Достоевского и Л. Толстого
Многие проблемы, впоследствии так волновавшие представителей человечества ХХ века, отразились в творчестве русских писателей-романистов и мыслителей второй половины XIX века – Л. Толстого и Ф.Достоевского, составляющих в своей художествен ...
Учеба в мастерской Гирландайо
Доминико Гирландайо, знаменитый флорентийский живописец, наставник Франческо Граначчи, друга юного Микеле, обратил внимание на мальчика и велел ему принести что-нибудь из его рисунков, художник увидел в этих несмелых пробах живые проблеск ...
Свойства библиографической информации
Можно выделить пять основных свойств библиографической информации: двойственность, разнообразие содержания и формы, пребывание в состоянии связанности и отчужденности, движения и покоя, концентрации и рассеяния [11].
1. Двойственность би ...
Меню сайта