В 1808 году, уважаемому и богатому придворному живописцу, известному не только своими картонами для гобеленов, но и поразительно проницательными портретами, восхитительными фресками и необычными офортами, исполнилось 62 года. Политические интриги ввергли Испанию в пучину жестокой и никому не нужной войны, - войны, которая побудила творческий потенциал художника. Эта война, как и все остальные, началась из-за борьбы за власть. Испанский король Карл IV , его вероломная жена Мария-Луиза и их угрюмый старший сын Фердинанд никак не могли решить, кто должен управлять страной.
Этот спор искусно подогревал Наполеон, который мечтал прибрать Испанию к рукам. Его войска, под предлогом предстоящего похода в Португалию, уже находились в Испании. Некоторые из королевских советников предлагали изгнать иностранцев, но Карл не посмел начать военные действия. Он отрекся от престола в пользу своего сына Фердинанда, который верил, что Наполеон окажет ему поддержку. Но, в конце концов Фердинанд вошел в конфронтацию и со своими родителями, и с французским императором, и в королевской семье началась ожесточенная борьба за престол. Воспользовавшись этим, Наполеон хотел посадить на престол своего брата Жозефа.
2 мая 1808 года тревожные слухи поползли по обеспокоенной столице. Говорили, что Наполеон не собирается отдавать трон Фердинанду. На Пуэрта дель Соль поблизости от дворца, собралась громадная толпа, которая жаждала увидеть членов королевской семьи. Толпа была взволнована сообщением, что тринадцатилетний Карл IV пал жертвой политического убийства. Обстановка накалялась, внезапно настроение толпы резко переменилось, и люди бросились на французских солдат, охранявших дворец. Испанцев встретил оружейный огонь, французы с помощью мамелюков, ненавистных всем наемников (в тюрбанах), быстро расправились с нападавшими.
Неизвестно был ли Гойя свидетелем этой сцены, однако через 6 лет спустя он вспомнил эту сцену и написал картину "Второе мая 1808 года в Мадриде, восстание против мамелюков". Он с такой непосредственностью отразил, как солдат испанской армии стаскивали с лошадей, убивали ножами и душили голыми руками. Все, кто видел эту картину, невольно верят, что Гойя сам присутствовал при этом.
На следующий день после восстания французы совершили роковую ошибку, сделавшую войну неизбежной: они казнили без суда всех испанцев, которые, по их мнению, принимали участие в восстании. Этот сюжет Гойя запечатлел в работе "Расстрел повстанцев в ночь на третье мая 1808 года". Гойя нарисовав этот расстрел шесть лет спустя, создал подлинный драматический шедевр, сумев ухватить самую суть события. Палачи, эти анонимные солдаты, покорно повинуются приказу убивать всех подозреваемых, которых поставили в ряд перед ними. В центре картины - крестьянин с поднятыми вверх руками, его лицо и поза выражают смесь ужаса, гордости и покорности перед надвигающейся смертью.
Залпы французского взвода, расстреливавшего всех без суда и следствия, эхом прокатились по всей Испании. Народ, охваченный чувством национального долга, восстал против французов.
Отношение Гойи к войне было неоднозначным. Любовью к Испании и ее народу были проникнуты все его работы. Но поскольку он был сторонником французского Просвещения, то считал, подобно многим интеллектуалам, что французское правление гораздо предпочтительнее, чем возвращение на трон такого бездарного политика как Карл IV или Фердинанд. В своей студии Гойя, с присущей ему объективностью, зафиксировал все перипетии войны, но его разум не мог примириться с ее жестокостью и бессмысленностью.
Другая информация:
Французская готика
Переход к новому этапу развития средневекового искусства начался во второй половине Х11 века. Изменения раньше всего обозначились во Франции, и современники долгое время называли распространившийся оттуда стиль "французской манерой&q ...
Причины конфликта между человеком и предметным миром в дизайне
Прежде чем приступить к разработке теоретической модели создания гармоничной предметной среды, необходимо проанализировать существующую ситуацию, которую можно считать конфликтной, притом конфликт обостряется в ходе возникновения и развит ...
Формирование бюджета 2005г. по новой бюджетной классификации расходов
Необходимо отметить, что проект федерального бюджета на 2005г. формировался по новой бюджетной классификации расходов Российской Федерации. В соответствии с новой функциональной классификацией расходы бюджета РФ, расходы на культуру, на к ...
Меню сайта