Гойя – сын испанского народа

Творчество Гойи 1808-1815 годов посвящено темам героической национально-освободительной борьбы испанского народа против наполеоновской интервенции. Именно в этот период Гойя воплощает трагический идеал борьбы и раскрывает другую грань своего реалистического искусства (по сравнению со своим первым, по преимуществу декоративным периодом творчества).

Исторические события - реакция, наступившая в Испании после реставрации бурбонов в 1814 году, революционные выступления 1820 года против монархического режима наложили отпечаток и на творчество Гойи - сына своего народа. Поэтому художник после кратковременного периода мрачного пессимизма и отчаяния, связанного с временным торжеством реакции (стенные росписи в "Доме глухого", отчасти графическая серия "Диспаратес"), вновь обращается к образам людей из народа, полным героической силы и оптимизма.

Итак, проследим по работам художника основные вехи его творчества, которые коррелируют с драматическими событиями, которые происходили в испанской среде. Открывает период напряженной реалистической живописи Гойи "Семья Карла IV", написанная в 1800 году. Вступивший на престол Карл IV с женой, детьми, близкими изображен с большой реалистической достоверностью. Гойя воспроизвел их отталкивающую внешность, их духовную низость и ничтожество. Несмотря на то, что Гойя изобразил своих господ со "звериными масками" на лице, супружеская чета была удовлетворена портретом художника, не усмотрев в ней никакой карикатуры.

Продолжением идеи того, что его окружают одни лишь маски стала серия офортов "Капричос", состоящая из 83 произведений. Общий дух их сам Гойя прекрасно выразил в комментарии к одному из листов: "Мир - это маскарад . Все хотят казаться не тем, что они есть, все обманывают, и никто себя не знает".

Испанское общество XVIII века развивалось под сильным влиянием идей Просвещения. Деятели Просвещения считали, что разум является определяющим началом в жизни каждого человека, и напрямую связывали с ним поведение людей. Однако Гойя, как и большинство его соотечественников, не мог не видеть, что в реальной жизни разум никогда не играл определяющей роли. Испанское общество разъедала коррупция, королевский двор был скопищем тупых, привилегированных хамов, вокруг были маски, под которыми скрывались неприглядные личины. Трезво и внимательно посмотрев на мир, Гойя увидел царящие вокруг ложь, ханжество, тупость, суеверие и запечатлел их. В серии офортов "Капричос" Гойя создал сатиру на общество, зло посмеялся над церковью и высшим светом, человеческими слабостями и пороками.

Серия "Капричос" открывается злой сатирой автора на самого себя автопортретом Гойи, в котором не осталось ничего, кроме ухарства и горячности, свойственных художнику в молодости. Большая тяжела голова, мрачное немолодое полное сарказма лицо, настороженный взгляд глаз, смотрящих из-под нависающих век, - на нас смотрит уставший, много повидавший и много передумавший человек. Очень интересно такое понимание художника самого себя - простолюдин, который своим трудом и талантом выбился в высший свет, и постоянно вынужден льстить своим господам.

Очень интересны надписи, которые сделал художник к своим офортам. Например, в одном из них он высмеивает несоответствие поведения дамы почтенных лет своему возрасту: "Она прихорашивается - и очень кстати. Сегодня день ее рождения, ей исполняется семьдесят пять лет. К ней придут подружки", а вот - недоумение художника по поводу веры простолюдинки во всякие абсурдные приметы: "Зубы повешенного - чудодейственное средство для всякого колдовства. Без них ничего толкового не сделаешь. Жаль, что простонародье верит этим бессмысслицам". Офорт номер 43, который называется "Сон разума рождает чудовищ" выражает основную мысль всей работы. На нем изображен человек, вздремнувший за рабочим столом, над которым глумятся летучие мыши, совы, которые олицетворяют грязь, невежество и злобу. Основная мысль Гойи здесь - когда разум человекам бездействует, в жизни господствует начало иррациональное, только пробуждение разума заставит исчезнуть эти чудовища.

На многих офортах Гойи изображены не только скорчившиеся старухи, голые ведьмы, злые собаки, но и тела с ястребиными головами, уродцы. Всё это производит впечатление буйства терзающейся плоти вместе с полным отсутствием разума. На некоторых офортах даже легко узнать сцены из мест, недоступных воображению простых смертных - Гойя заимствует сюжеты из обезумевшего мира сновидение и ночных кошмаров, призрачного царства, населенными полулюдьми. Все это напоминает странные сцены из ада, который скрыт в душе.

Другая информация:

Тенденция развития культурологи в современной России
Современная российская культура на рубеже XIX-XX веков оказывается одновременно включенной в рыночные механизмы и в процесс посттоталитарной стагнации; она насквозь монополизирована, ориентирована на государственный патернализм и в то же ...

Кубофутуризм
Картина «Точильщик» («Принцип мелькания». Картинная галерея Йельского университета), написанная Малевичем в 1912 году, в перспективе времени превратилась в классическое полотно русского кубофутуризма. Вспомогательное название лучше всего ...

Камерный «Пятый театр»
Камерный «Пятый театр» достаточно молод, но уже успел занять свое место в театральном городе. В традициях театра -брать к постановке произведения как классических, так и малоизвестных авторов. Театр гордится своей «Пушкинианой». Один из ...