Описание картин

Страница 1

Мотивы для своих картин Каспар Давид Фридрих находил, главным образом, в окрестностях своего родного городка Грейфсвальд, расположенного на побережья Балтийского моря. В 1802 году он переезжает в Дрезден, но неоднократно посещает свой родной Грейфсвальд.Каспар Давид Фридрих не стремился к верному изображению природы. Природа в его творениях существует как метафора судьбы человека. Сам человек отображен в большинстве случаев только как мечтательный силуэт на фоне возвышенного творения природы, как «Странник над туманным морем» имея часто созерцательную роль.

Первым его большим произведением явилось полотно «Крест в горах» ("Тетченский алтарь"; 1807—1808, Дрезден, Галерея новых мастеров). К изображению креста, полыхающего в закатных лучах среди сухого леса, одиноко возвышающегося на острове Рюген или среди заснеженного пустынного поля, художник будет часто обращаться и в последующее время. Крест придает символическую силу его пейзажам, вызывая ассоциации с национальной историей, идеей искупления и торжества христианской религии, которые волновали Фридриха как романтика. Интерес к национальной культуре прошлого, ее самобытности проявился в изображении старых заброшенных аббатств, величественных готических соборов, напоминающих о произведениях старых немецких мастеров ("Аббатство в дубовом лесу", 1808—1810, Берлин, Государственные музеи; "Заброшенное аббатство зимой", 1834; "Собор", ок. 1817, оба — Нюрнберг, Германский национальный музей). Фридрих увлекался архитектурой, занимался реставрацией памятников и поэтому всегда стремился к детальной точности их воспроизведения, делая много зарисовок во время путешествий. Эти возвышающиеся архитектурные постройки, кресты Распятия смотрятся как символы времени, привнося в полотна художника необычность и таинственность.

Картины «Странник над туманным морем» 1818, Кунстхалле, Гамбург, «Побережье при лунном свете», а также дюжина других полотен Каспара Давида Фридриха хранятся в Гамбургской художественной галерее, обладающей одной из самых значащих коллекций произведений искусств 19 столетия. Другие шедевры немецких художников-романтиков собраны также в Старой национальной галерее Берлинского «Музейного острова».

Подробнее хотелось бы рассмотреть картину «Странник над туманным морем». Это произведение является одним из знаковых шедевров романтизма. На картине изображен странник (сам художник), стоящий на темной, крутой скале. Он повернут спиной к зрителю, волосы развеваются на ветру. Странник задумчиво смотрит на клочья тумана и на глубины горных расщелин. Острые пики кое-где возвышаются над морем тумана, а вдалеке видны горные гряды. Над ними небо в линиях облаков.

Значительную роль в пейзажах Фридриха играют человеческие фигуры. Очень часто художник пишет людей спиной к зрителю. Бездейственные созерцатели картин природы, они как будто вбирают в себя авторское «я» живописца. Герой в произведениях Фридриха всегда оказывается стоящим в стороне от главного в композиции — картины-пейзажа. И в то же время человек и природа — собеседники, ведущие неторопливый разговор о мироустройстве, о судьбе и месте человека в этом мире. Маленькие фигурки людей на полотнах Фридриха создают настроение одиночества и грусти, растерянности и безысходности. Почти во всех произведениях Фридриха звучит тема одиночества человека перед лицом величественной и равнодушной природы, с которой он неосознанно стремится слиться. Единственный путь к этому художник видит в смерти. В понимании романтиков смерть духовно очищает и освобождает человека. Эта мысль присутствует почти во всех картинах Фридриха, но даже если в них нет символов смерти, о ней напоминает такая деталь, как переход от сумерек к ночной тьме и от мрака к свету. Нередко дальние планы на картинах Фридриха оказываются гораздо светлее переднего. Художник как бы подсказывает зрителю выход из создавшейся трагичной ситуации, путь избавления от страданий и одиночества.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Первые работы. Истоки становления творчества мастера
Джамбаттиста родился и рос в среде, не имевшей к миру искусства ни малейшего отношения. Тем не менее уже в 1710 году он был отдан в мастерскую Грегорио Ладзарини, одного из самых популярных художников Венеции того времени. Рядом со своим ...

Заключительный этап творчества. Конец 50-х-60-е года
Начиная с пятидесятых годов формы в картинах Липпи становятся несколько менее пластичными - их рельефность создавалась мастерским использованием светотени - и определяются главным образом линиями, выявляющими контур. Эту новую тенденцию м ...

Культурная ценность импрессионизма
Картины и полотна великих художников эпохи импрессионизма в настоящее время оцениваются очень высоко и цены на них, на мировых аукционах доходят до нескольких сотен тысяч долларов (евро), что явно говорит о мировом признании творений худо ...