Феномен "Черного квадрата"

Творчество Казимира Малевича » Феномен "Черного квадрата"

Страница 2

Никаких заявлений о концептуальном смысле картины. Никакого предложения вглядеться и найти скрытый смысл черного прямоугольника, обрамленного игривой виньеткой. Просто шуточная картина. Причем шутка не в картине даже, а в ее названии. Ведь действительно - когда негры дерутся в подвале ночью, то ничего не видно и все черное!

Юмористическую идею Билхода развил художник Альфонс Алле (Alphonse Allais). На выставке Incoherent shows 1883 года он выставляет картину "Малокровные девочки, идущие к первому причастию в снежной буре", представляющую собой белый прямоугольник. (Pale Young Girls Going to their First Communion in the Snow).

На выставке 1884 года он показывает еще один монохромный рисунок - красный прямоугольник под названием "Апоплекcические кардиналы, собирающие помидоры на берегах Красного моря" (Apoplectic Cardinals Harvesting Tomatoes by the Shores of the Red Sea). Затем Альфонс Алле расширил свою коллекцию Синим, Зеленым, Серым прямоугольниками и выпустил книгу с этими работами, дополнив их пустой музыкальной партитурой под названием "Траурный марш для глухих".

Надо признать, что Алле был большой фантазер и юморист.

В монохромных работах французских шутников концепт отсутствия был принижен юмористическим названием.

В монохромных работах Казимира Малевича тот же самый концепт был усилен ничего не означающим названием. Ведь "Черный квадрат" - это не название, это просто констатация. Самое же главное состоит в том, непоследовательные парижские юмористы конца 19 столетия не рассказали миру ничего о сакральном смысле своих работ. Может быть, потому, что там его не было. Малевич был гораздо серьезнее. Он неустанно ваял репутацию своего шедевра, пользуясь всеми возможными способами. В итоге имя Альфонса Алле сегодня знают лишь специалисты, а имя Малевича знает весь мир.

Рассказывают, что Малевич, написав "Черный квадрат", долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. И действительно, эта картина - результат, видимо, какой-то сложной работы. Когда мы смотрим на черный квадрат, то под трещинами видим нижние красочные слои - розовый, зеленый, по-видимому, была некая цветовая композиция, признанная в какой-то момент несостоявшейся и записанная черным квадратом. Художник впоследствии много думал о черном квадрате, писал теоретические работы, связывал его с космическим сознанием. Малевич считал, что "Черный Квадрат" - это вершина всего.

Так в чем же феномен, харизма «Черного квадрата»? Итак, в 1915 году Малевич, выставив «Черный Квадрат», заявил, что, написав его, тем самым полностью завершил историю развития мировой живописи. Благодаря такому заявлению, сказанному в нужное время в нужном месте, эта картина стала одним из самых знаменитых произведений мирового авангарда. Однако, при этом этот "шедевр" ставит простого человека "с улицы" в полный тупик, так как практически любой человек сам может нарисовать точно такой же "шедевр". Так что это, великий розыгрыш, шутка?

Так вот харизма "Черного квадрата" в том, что слова Казимира Малевича о завершении им целого этапа мировой живописи – истинная правда. А именно - целого этапа авангардистской живописи. Как было сказано выше, история авангардизма - это история радикальных инноваций и поиска нового. Метафорически этот процесс был очень похож на то, как алхимики искали свой философский камень. Так авангардисты искали скрытую сущность того, чем действует искусство на людей.

Поиски "философского камня" искусства осуществлялись вполне научным методом - методом редукции: отбрасывалось все "лишнее" одно за другим. Импрессионисты (К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега, К. Писсарро) выбросили сюжет - им казалось и без сюжета все отлично! Постимпрессионисты (Сезан, Ван-Гог, Гоген), у которых все происходит в более абстрактном пространстве отказались от светотени и воздуха - они показали, что не в светотени суть. Матисс покусился на объем, став писать почти плоскостные картины, - оказалось, художественная сила не в объеме: картины Матисса действуют на человека, и сильно. Кандинский выбросил самое изображение, Мондриан примерно тогда же - цвет и эмоции, стал писать бледные однотонные квадратики. Но все равно, оказалось, получается искусство, и довольно убедительное.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Работы на революционную тему
Отражая в своих картинах существенные стороны современности, Репин не мог пройти мимо той борьбы, которую вели с самодержавием в эпоху 70-х годов революционеры-народники. Одним из первых в русском искусстве он обратился к созданию образов ...

Графика
Рембрандт ставит в своем искусстве проблему этической ценности личности, нравственного смысла человеческой жизни. В русле этой проблематики идут его художественные искания в 50 – 60-е годы – как в живописи, так и в графике. Графика – рис ...

Человек - главная составляющая культуры
Что может быть отправной точкой для выяснения сущности столь многофакторного и многозначного феномена, каким является культура? Пожалуй, главным и единственным всеобъемлющим началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек ...