Храм Покрова на Нерли

Статьи по культуре » Храм Покрова на Нерли

Вторым после Киевской Руси очагом русской государственности и русской культуры стал Ростово-Суздальский край. Первым самостоятельным ростово-суздальским князем стал Юрий Долгорукий, избравший для своей резиденции пустынное место под Суздалем – Кидекшу. Именно в Кидекше, у края обрывистого нерльского берега и во Владимире, на краю обращенных к Клязьме городских высот и зарождалось то умение связать здание с широким ландшафтом и ансамблем города, которое затем с полной силой проявилось в строительстве сына Юрия – Андрея Боголюбского.

В 12 столетии Киев постепенно теряет свое политическое и культурное значение, его роль начинают перенимать другие города, а в частности, Владимир. Именно этот город, сделав столицей государства Андрей Боголюбский начинает расширять и развивать. Конечно, отстраивались и другие города владимиро-суздаля, однако наиболее знаменитые и великолепные сооружения были возведены во Владимире и около него. Самой изысканной и прекрасной архитектурной мыслью, воплощенной в период правления Андрея стал храм Покрова на Нерли. И.Э. Грабарь писал по этому поводу: "Как и все памятники, Покров на Нерли непередаваем ни в каких воспроизведениях на бумаге, и только тот, кто ходил в тени окружающих его деревьев, испытывал обаяние всего его неописуемо стройного силуэта и наслаждался силуэтом его деталей, - только тот в состоянии оценить это подлинное чудо русского искусства" .

Изучить историю строительства этого величайшего сооружения и поставила своей целью автор данной работы. Для наиболее полного раскрытия темы были поставлены следующие задачи:

1.Рассмотреть строительство времени правления Андрея Боголюбского;

2.Выявить архитектурные особенности храма Покрова на Нерли;

3.Изучить историю строительства храма;

Данную проблему рассматривали многие известные историки и исследователи искусства. Поскольку, как уже говорилось выше, храм признан самым прекрасным произведением искусства эпохи Андрея Боголюбского. И тем не менее, автор считает рассматриваемые вопросы достаточно актуальными и в наше время.

Наиболее полную информацию о времени правления Андрея Боголюбского автор нашла у Алпатова М.В. и в истории русского искусства под редакцией И.Э. Грабаря. У них достоверно описаны политические и культурные события, повлиявшие на развитие культурной жизни государства и сооружения, воплощенные благодаря вышеупомянутым событиям.

Об архитектурных особенностях храма очень подробно изложено во всеобщей истории архитектуры и опять таки у М.В. Алпатова. В этих работах раскрываются мельчайшие архитектурные секреты и детали, использованные при строительстве, а так же эффекты, которых достигали мастера при помощи этих художественных средств.

Непосредственно историю строительства храма и легенды, связанные с этим событием мы можем найти в трудах В.П. Лугина и Н.А. Иониной. В ее же работе рассмотрены различные варианты интерпретации символики скульптурных изображений храма.

И, наконец, общие сведения, касаемые рассматриваемой проблемы автор нашла в истории русской архитектуры и у Бусевой-Давыдовой. Однако какой-либо подробной информации о храме работы не содержат.

Таким образом, можно сказать, что в общем в исследовании данного вопроса существует достаточное количество литературы, однако автор считает, что касаемо именно истории строительства , существует все же ограниченное число материалов.

Другая информация:

Критический реализм
Стиль реализма все более принимает критический характер и в этом качестве становится основным художественным направлением того времени. Критический реализм существенно изменил общественные функции искусства, которое должно было не только ...

Воспоминания Г.Г. Гагарина об итальянском периоде художника
Григорий Григорьевич Гагарин (1810-1893), ученик Брюллова, долгое время тоже живший в Италии и сопровождавший своего учителя во время путешествия от Афин до Константинополя и Одессы написал содержательные и блестящие по форме «Воспоминани ...

Архитектурное мастерство ингушей
Башенная архитектура средневековой Ингушетии является уникальным культурным наследием ингушского народа, правдиво отражающее реальность, действительность жизни народа. Его особенность в том, что здесь нет блеска, пышности, здесь формы рац ...